Масоретский Текст - это...
Масоретский текст (от евр масора, "передача", "предание") - название др-евр оригинала текста ВЗ (МТ), к-рый в неискаж виде передавали из поколения в поколение евр ученые-книжники Масора - это совокупность норм и правил, связанных с записью и произношением названного текста, первоначально передававшихся в устной форме, а впоследствии записанных Масора создавалась в течение приблизит тысячи лет Сначала было зафиксировано правильное (каноническое) написание текста Торы, а затем и других книг Текст записывался с помощью только 22 согл букв др-евр алфавита Главным из ученых-книжников среди возвратившихся из вавил плена и называемых "старшими масоретами" считается Ездра До конца III в по РХ центрами евр учености являлись палест синагоги Уже со II в первенство Палестины в сохранении иуд религ культуры стала оспаривать Вавилония, знаменитая своими учебными заведениями, академиями (иешивами), в городах Суре, Пумпадите, Нагардее и др Вавил иешивы сохраняли свою роль до X в С VII в возобновилась деят-сть палест центров учености В VII-IX вв особую известность приобрела школа раввинов в Тиберии (Тверии) Следует различать палест и вавил традиции, причем роль палест школы, функционировавшей в Тиберии, оказалась решающей в окончат завершении Масоры Главной целью масоретов было не только сохранить правильное произношение текста ВЗ, но и зафиксировать это произношение на письме с точностью до знака По-видимому, уже в VI-VII вв записанный одними согл буквами текст ВЗ был снабжен гласными знаками в виде точек и черточек (евр некуддот, "точки", те вокализация), а также интонац знаками, передающими (евр тааммим, букв "вкусовые свойства", те кантилляция) ударения, паузы и тд и являющимися своего рода "нотами" Первонач использовались три системы вокализации текстов ВЗ - "тивериадская", "вавилонская" и "страны Израиля"; первая из них стала в конце концов повсеместно принятой и дожила до наших дней Знаки вокализации и кантилляции, а также свои примечания масореты помещали на полях текста В Палестине различали "малую Масору" (пометки на полях сбоку от текста) и "большую Масору" (пометки на верхнем и нижнем краях свитка) Вместе они составляли "сопроводительную Масору", к-рую, в свою очередь, следует отличать от "заключительной Масоры", помещавшейся в конце каждой книги ВЗ и заключавшей в себе сведения о количестве слов, букв и тд данной книги Нек-рые списки содержат в конце ВЗ весь масоретский материал в алфавитном порядке Наиб авторитетной стала школа масоретов, действовавшая в IX-X вв Ею руководили представители семейства Бен-Ашер Если в основу первых двух печатных изданий др-евр Библии (конец XV в) был положен текст масорета Иакова бен-Хайима, то уже третье издание базировалось на тексте масорета Бен-Ашера (тназ Санкт-Петербургская рукопись), нач X в Со времени открытия рукописей Мертвого моря (III в до РХ - II в по РХ) (см Рукописи Мертвого моря) ученые получили возможность позна-комиться с большей частью текстов ВЗ в их домасоретских редакциях, причем получило подтверждение древнее происхождение МТ
Поделиться: