Мартанда - это...

[др.-инд. Mârtâòdá, букв., «из мёртвого яйца (происходящий)», согласно комментарию Саяны, - «птица»], древнеиндийский мифологический персонаж, один из сыновей Адити, солнечное божество. М. упоминается в ведах, в брахманах, в эпосе; в «Ригведе» имя М. отмечено лишь трижды. М. - эпитет персонажа, который чаще обозначается другим эпитетом - Вивасват (собственно «сияющий»). Основной сюжет, известный в ряде версий (ср. изложение его в «Шатапатха-брахмане» III, «Маркандейя-пуране» 103, 1, 3-40; 105, 1-20, «Махабхарате» в комментариях Саяны и т. п.), является общим для М. и для Вивасвата, что, однако, ещё не даёт оснований для полного их отождествления. Адити, дочь Дакши, родила семь сыновей, составивших класс адитьев, последним из которых был Индра. Но иногда речь идёт (напр., РВ Х 72, 8-9) и о рождённом позже, восьмом сыне М.
Он появился на свет безобразным, без рук и без ног, подобный шару. Сначала Адити бросает его, но потом приносит к себе. Старшие братья М. отсекают у него всё лишнее. Предполагается, что после этой операции М. стал солнцем (ср. древнеиндийские образы крылатого солнца, солнца как птицы, с одной стороны, и мотив птицы, рождённой из яйца, - с другой). По-видимому не случайно, солнце называют сыном Адити (АВ XIII 2, 9, 37), а мотив бросания М. и его возвращения соотносится с мотивом заходящего и восходящего солнца. С М. связана идея умирания и нового рождения, определяющая, в частности, и границы временных членений. Эта преимущественно космологическая специализация М., видимо, объясняет обычное изъятие образа М. из сюжетов, связанных с Вивасватом.
Образ М. в конечном счёте восходит к мотиву мирового яйца (см. статью Яйцо мировое). Некоторые параллели, как, например, с древнеиранским Гайомартом (букв. «живой-мёртвый») или со славянским «мёртвым» яйцом («яйцо, в котором заключена смерть Кощея») в одном варианте или мотивом яйца жар-птицы в другом, позволяют говорить не только о генетических связях указанной древнеиндийской мифологемы («солнце из мёртвого яйца»), но и о реконструкции её более древней индоевропейской формы.
Лит.: Топоров В. Н., К реконструкции мифа о мировом яйце. в кн.: Труды по знаковым системам, т. 3. Тарту, 1967; Schröder L. von Der siebente Âditya, «Indogermanische Forschungen», 1912, Bd 31, S. 178-93 Lommel Н., Kâvya Uºan, Der Welt-Ei Mythus im Rig-Veda, в сб.: Mélanges de linguistique offerts a Charles Bally, Gen., 1936 его же, Vedische Einzelstudien. 1. Syâvâúva 2. Saraòyũ, «Zeitschrift der deutshen Morgen landischen Gesellschaft.. I960, Bd 99, Н. 2 его ж e, Der Mythus von Vivasvat und Saranyu там же; Bosch F. D. K., The golden germ An introduction to Indian Symbolism, 's-Graven hage, I960; Hotfmann K., Martanda und Gayomart, в его кн.: Aufsätze zur Indoiranistik, Bd 2, Wiesbaden, 1976, S. 422-38.
В. Н. Топоров.




Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(Санскр.) Ведийское название Солнца.
Теософский словарь Е.П. Блаватской
(Санскр.) Ведийское название Солнца.

Поделиться:

Реклама