Марсилий Падуанский - это...

МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ (Marsilius Paduania) (1280 — ок. 1343) — итальянский религиозный публицист. Родился в г. Падуя, изучил античных писателей, особенно политическую теорию Аристотеля, и рано, по-видимому, примкнул к демократическим и оппозиционным учениям в церковной сфере. Изучал философию, медицину и право в Падуе, Орлеане и Париже; в 1312 был выбран ректором Парижского университета.

Согласно изложению Р. Ю. Виппера, в Париже, в кругу деятелей церковной оппозиции, М. П. увлекся богословскими вопросами и заинтересовался борьбой папы против императора Людвига Баварского. В ответ на отлучение, которому Папа Иоанн XXII подверг императора, М. П. написал в 1324, совместно со своим другом Жаном Жанденом — поклонником аверроизма, церковно-политический трактат под заглавием "Защитник мира", замечательный по смелой и последовательной формулировке демократической идеи в церковном и государственном строе и по неслыханному в то время требованию разделения сфер церковной и государственной власти. По мнению М. П., граждане в своей совокупности всего лучше разумеют общую выгоду государства, слагающуюся из суммы интересов отдельных лиц. Предложение законов может исходить от немногих сведущих лиц, но санкционирует их весь народ. Исполнительная власть должна иметь единоличный характер. Поэтому из всех форм правления наилучшая — выборная монархия. Избранное и уполномоченное народом лицо, обязанность которого — истолковывать и дополнять закон, располагает умеренной военной силой, которая не должна превышать силы целого народа. Правитель может быть смещен народом, когда нарушает свои полномочия. К причинам, которые подрывают здоровую и мирную жизнь государства, М. П. причисляет ложные взгляды римских епископов и их непомерные, основанные на предрассудках, притязания.

М. П. старался восстановить истинное понятие о Церкви, которая есть соединение верующих во Христа; миряне одинаково с клириками (см. Клир) — люди Церкви, т. к. Христос пострадал за всех. Судебную власть М. П. признает лишь за государем; Христос не передавал такой власти апостолам, а следовательно, и папе. По отношению к еретикам священник может действовать лишь увещанием. Церковь не должна иметь законодательной власти; угрозы папы против нарушителей его повелений — богохульство, порождающее схизму и заслуживающее наказания. Единственной основой церковного учения может быть Св. Писание, причем толкования разумных людей, например педагогов и теологов Парижского университета, несравненно выше папских. Церковь не должна иметь собственности: Христос был беден, и Царство небесное принадлежит бедным. Писание не повелевает платить десятины; священники должны работать, как все другие. Духовные лица во всем должны быть подчинены государству. За свои проступки они подлежат светскому суду, и притом особенно строгому, т. к. они должны подавать пример другим. Церковные имущества не должны освобождаться от податей. Число духовных лиц следует ограничивать сообразно государственной выгоде, т. к., по замечанию Аристотеля, государственному организму вредит непомерный рост одной из его составных частей. Замещение духовных должностей и смещение неподходящих клириков принадлежит государю или отдельным общинам. При возникновении важных церковных затруднений дело светской власти созвать сведущих людей — клириков и мирян — на собор. Собор обсуждает чисто религиозные вопросы и может налагать отлучение на государей и народы, но только в качестве нравственной меры. Папская власть полезна в интересах единства Церкви, но она не обоснована ни в Божественном праве, ни в Писании; апостолы были равны по положению, папский авторитет — результат исторического развития. Утверждение папы должно принадлежать светской власти; его обязанность, совместно с установленной при нем собором или государями коллегией, — приглашать светских правителей к созыву собора, председательствовать на соборе, сообщать его решения Церквам и, в крайнем случае, прибегать к помощи светской власти.

В 1326 М. П. отправился ко двору Людвига Баварского и сделался лейб-медиком императора. В 1327 М. П. вместе с Жанденом был отлучен папой от церкви и осужден как еретик на смерть. На все требования выдать М. П. император отвечал отказом и сделал М. П. одним из своих ближайших советников. Составление императорского декрета, смещавшего Папу Иоанна XXII и провозгласившего его "антипапой", приписывается М. П. Во время своего пребывания в Италии Людвиг поставил М. П. папским викарием в Риме; в этом сане М. П. сурово наказывал клириков, которые из страха папской цензуры отказывались совершать службы. По возвращении Людвига в Германию влияние М. П. при дворе несколько уменьшилось.

Деятельность М. П. произвела на современников сильное впечатление; Папа Климент VI в 1343 называл М. П. злейшим из еретиков. Аргументы М. П. против притязаний Церкви повторяются в эпоху Реформации, а демократическая его теория напоминает Ж.-Ж. Руссо. "Законодатель, — писал М. П., — первая действующая причина, присущая закону, — сам народ, коллектив граждан, или его часть наиболее важная, выражающая свой выбор и свою волю относительно всего, касающегося гражданских актов, невыполнение которых грозит вполне земным наказанием".


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- итал. политик и философ. В гл. соч. «Защитник мира» (1324) выступил против притязаний папства на светскую власть. Считал, что светское гос-во возникло в результате обществ, договора; отделял политику от теологии, защищал веротерпимость. Был отлучен от церкви и заочно...

Поделиться:

Реклама