Марсель (marcel) Габриель - это...
(1889-1973) - франц. философ, драматург и критик, основоположник католического экзистенциализма. М. продолжил традицию философствования, идущую от Августина. На формирование его взглядов оказали влияние идеи Шеллинга, С. Кьеркегора, Бергсона, Джеймса. В 1929 принял католичество. После осуждения папской энцикликой экзистенциализма 1950) М. называл свою философию "неосократизмом" и "христианским сократизмом". Философия М. подчеркнуто антисистемна. Подход к действительности, предлагаемый наукой, по М., абстрактен и не может служить основанием философского осмысления мира. В своем философствовании, которое он называет "конкретным", М. опирается на описаниеопыта религиозных переживаний личности. Антропология М. строится на пути "внутреннего христианства", которое вслед за Августином, отстаивали Паскаль и Кьеркегор. Человек, по М., представляет собой единство духа и тела, или "воплощенное бытие". Фиксация конкретного единства духовно-телесных феноменов - отправной пункт теоретизирования М. Одновременно он констатировал "сопричастность" личности тотальности божественного бытия, данной через "озарение". Познать творческую субъективность человека, означает понять его бытие как "тайну", а не как "проблему". Если проблемное рассмотрение действительности выливается в объектно-вещный подход, то познание "тайны" предполагает интимную погруженность личности в тотальность бытия. Первичная рефлексия высвечивает оппозицию субъекта внешнему миру, тогда как вторичная рефлексия, нацеленная на "тайну", раскрывает примат человеческого существования по отношению к наличным обстоятельствам. М. полагал, что выявление им "подлинных" и "неподлинных" способов существования человека должно стимулировать его раскрепощение, вести к снятию отчуждения. Противопоставляя "бытие" и "обладание" как два радикально различных способа существования, М. приписывал первому состояние озарения "божественной истиной", в то время как во втором видел деградацию устремлений личности в погоне за мирскими благами. Человеческое бытие немыслимо вне общения с другими людьми, вне "коммуникации". "Неподлинность" межчеловеческих отношений - не продукт социальных обстоятельств, а результат забвения религиозно-нравственного измерения существования личности. Источник творческой активности человека, "подлинности" его бытия - в постоянном самопревосхождении, ведущем к Богу, в трансценденции. В 50-70-е М. уделял большое внимание проблематике философии истории и, в частности, обосновывал необходимостьсинтеза христианства и гуманизма. Критиковал культуру Нового времени и современности, предлагая предотвратить возрастающую дегуманизацию, пользуясь рецептами "трагической мудрости" античности и Средневековья. Б.Л.Губман К трагической мудрости и за ее пределы // Проблема человека в западной философии. М., 1988; Быть и иметь. Новочеркасск, 1994; Le mystere de l&Etre. P., 1951; Les hommes contre l&humain. P., 1951; Le declin de la sagesse. P., 1954; Pour une sagesse tragique et son au-dela. P., 1968.
Поделиться: