Маркузе (marcuse) Герберт - это...

(1898-1979) - нем.-амер. философ и социолог, один из представителей Франкфуртской школы первого поколения. Изучал философию во Фрейбургском ун-те у Гуссерля и Хайдеггера; в 1932 под руководством Хайдеггера подготовил к защите габилитационный труд о Гегеле; работа вышла в свет под заголовком "Онтология Гегеля и теория историчности" (1932), но политические разногласия с Хайдеггером не позволили ее защитить. В 1933 - эмиграция из Германии; с 1934 - сотрудник Института социальных исследований в Нью-Йорке; в 1954-64 - проф. философии и политологии в Бостоне, с 1965 - проф. политических наук в ун-те Сан-Диего (Калифорния); в 60-е - начале 70-х годов принимал деятельное участие в антиавторитарном студенческом движении, став важнейшим идеологом "молодежной революции". Первой радикальной формулировкой философского мировоззрения М. стала работа "РАЗУМ И РЕВОЛЮЦИЯ: ГЕГЕЛЬ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ" (1940). М. не считает, что связь между западноевропейской рационациональностью и современным капитализмом носит однозначный и неизбежный характер (как то полагали в "Диалектике Просвещения" Адорно и Хоркхаймер). В западном разуме, по М., имеет место и иное, эстетическое, измерение - способность творческой фантазии, благодаря которой этот разум в состоянии преодолеть сам себя. Уже в этой работе последовательно ведется критика свойственного догматическому марксизму инструменталистского понятия диалектики. Продемонстрировать освободительный потенциал гегелевской и марксовой диалектической философии истории М. пытается сначала на основе экзистенциальной аналитики Хайдеггера, а затем - опираясь на идеи Фрейда ("Эрос и цивилизация", 1955). Кризисные явления позднекапиталистического общества вызваны, согласно М., не экономико-технологическими, а культурно-антропологическими причинами. Тоталитаризм XX столетия представляет собой не только и не столько политический феномен, сколько свидетельство "катастрофы человеческой сущности". Отсюда необходимость "тотальной революции" - полного пересмотра отношениячеловека к миру и самому себе. Эти мотивы находят дальнейшую разработку в нашумевшей кн. М. "Одномерный человек" (1964), а также в "Эссе об освобождении" (1968) и сборнике "Контрреволюция и восстание" (1972). М. усматривает глубинную связь между современными отношениями господства и современной культурой. Этот тип культуры, в свою очередь, тесно связан с репрессией человеческой чувственности, с социальной практикой подавления присущих человеку влечений. Таким образом, наличные общественные отношения укоренены, в конечном итоге, в (исторически и социально) определенном способе переживании мира. Поэтому изменение этих отношений требует прежде всего изменения способа человеческого самопереживания и мировидения. Подлинная революция должна быть нацелена не столько на изменение внешних (политических и экономических) отношений господства, сколько на радикальную трансформацию сознания, в структурах которого данные отношения закреплены. Революция начинается с "великого отказа" - противостояния современной репрессивной культуре; разрывая оковы этой культуры, революция взрывает основы существующего социального порядка. Одномерный человек. М., 1994; Эрос и цивилизация. Философия исследования учения Фрейда. Киев, 1995; Hegels Ontologie und die Grundlegung einer Theorie der Geschichtlichkeit. Fr./M.,1932; Reason and Revolution: Hegel and the Rise of Social Theory. N.Y.,1941; Eros and Civilization. Boston, 1955; One-Dimensional Man. Boston, 1964; An Essay on Liberation. Boston, 1968; Counterrevolution and Revolt. Boston, 1972; Die Permanenz der Kunst: Wider eine bestimmte marxistische Asthetik. Munchen, 1977. M. Schoolman. The imaginary Witness. The Critical Theory of Herbert Marcuse. L., 1980; R. Wiggershaus. Die Frankfurter Schule. Geschichte - theoretische Entwicklung - politische Bedeutung. Munchen, 1986.


Поделиться:

Реклама