Маркузе - это...

МАРКУЗЕ (Markuse) Герберт (1898-1979) - немецко-американский социолог и философ, представитель Франкфуртской школы Сооснователь Франкфуртского института социальных исследований вместе с Адорно и Хоркхаймером (с 1933) В 1933 - эмигрировал в Женеву В США - с 1934 В 1939-1950 работа на правительство США, в информационных органах Управления стратегической разведки Преподавал в Колумбийском (1934-1941, 1951-1954), Калифорнийском (1955-1964) университетах и университете в Сан-Диего (1965-1976) Основные труды: "Онтология Гегеля и основание теории историчности" (1932), "Разум и революция Гегель и становление социальной теории" (1941), "Эрос и цивилизация Философское исследование учения Фрейда" (1955), "Советский марксизм Критическое исследование" (1958), "Одномерный человек: Исследование по идеологии развитого индустриального общества" (1964), "Конец утопии: Герберт Маркузе ведет дискуссию со студентами и профессорами Свободного университета в Западном Берлине" (1967), "Негации Эссе по критической теории" (1968), "Психоанализ и политика" (1968), "Эссе об освобождении" (1969), "Идеи к критической теории общества" (1969), "Контрреволюция и восстание" (1972), "Эстетическое измерение: К критике марксистской эстетики" (1977) и др На начальном этапе своего философского творчества, часто квалифицируемом как "хайдеггерианский марксизм" и совпавшем с пребыванием М во Фрейбургском университете (1928-1932), мыслитель находился под влиянием идей Хайдеггера К периоду знакомства с ним М уже имел ученую степень доктора немецкой литературы (1922), серьезно штудировал тексты Маркса и располагал солидным политическим опытом участия в Ноябрьской (1918) революции в Германии, примыкая к СДПГ Однако, М не устраивала ортодоксальная марксова доктрина социал-демократов, недооценивавшая философские аспекты этого учения Испытывая настоятельную потребность в придании историческому материализму Маркса подлинно философского фундамента, М обращается к хайдеггеровской аналитике Dasein, видя в ней радикально новую точку отсчета для современной социальной философии В синтезе экзистенциальной онтологии и исторического материализма, осуществленном в контексте философской антропологии, М усмотрел искомый идеал тназ "конкретной философии" Однако, после знакомства с ранее не опубликованными "Фи-лософско-экономическими рукописями 1844 года" Маркса, наметился радикальный разрыв М с идеями Хайдеггера, которые кажутся ему крайне абстрактными и не способными охватить реально-исторические структуры современности При этом влияние Хайдеггера будет иметь место и в более поздних работах М Следующий период творчества М характеризуется отходом от марксизма и переходом к философствованию без экономических категорий Маркса В качестве объекта исследования у М выступила новая квазиреальность в виде "технологической рациональности": на первый план выдвигалось уже не экономическое содержание социальности, не природа экономического господства и тп, а сам тип западной цивилизации с имманентно присущим ему подчинением природы Последнее обстоятельство, в свою очередь, согласно М, порождает и подчинение внутренней природы всего импульсивного, и, как результат, - господство человека над человеком На данном этапе своего творчества М активно применял категориально-понятийные ряды и некоторые гипотезы наиболее спорной части фрейдистского учения (идеи о неизбывном конфликте между природой человека и его общественной формой существования) в качестве методологического фундамента для критического рассмотрения и диагностики современного общества Предлагая современное философское толкование взглядов Фрейда, М признал психоаналитическую идею о детерминации культуры архаическим наследием, но утверждал, что прогресс все же возможен при самосублимации сексуальности в Эрос и установлении либидонозных трудовых отношений (социально полезной деятельности, не сопровождающейся репрессивной сублимацией) С точки зрения М, конфликт между инстинктами людей и цивилизацией не неизбывен, он присущ лишь "специфически исторической организации человеческого существования" "Влечение к жизни" (Эрос) и "влечение к смерти" (Танатос) несовместимы с "правилами игры" цивилизации Они подавляются обществом и сублимируются (Эрос), либо переориентируются (Танатос) на внешний мир в форме труда - покорения природы и на внутренний мир - в ипостаси совести "Принцип реальности" Фрейда, в основе которого лежит факт нужды и результирующийся в борьбе людей за существование, согласно М, в настоящее время трансформировался Общественно значима не только и не столько сама нужда, сколько то, как она распределена между членами общества В интересах привилегированных групп, по мнению М, на плечи большинства индивидов падает дополнительное социальное давление ("прибавочная репрессия") Принцип реальности эволюционирует в "принцип производительности" По мнению М, достигнутый уровень науки и техники создает принципиально новую систему удовлетворения зачастую "ложных" материальных потребностей людей в высокоразвитых обществах Становится возможным освободить инстинкты от ненужного подавления, тело может стать самодостаточной целью, труд в состоянии превратиться в свободную игру человеческих способностей Но необходимость сохранения существующего социального порядка диктует, по М, всевозрастающее усиление репрессий в облике несоизмеримо выросшего общественного контроля Результатом этого процесса в условиях современной индустриальной цивилизации выступило формирование "одномерного человека" - объекта духовного манипулирования с пониженным критическим отношением к социуму и включенного в потребительскую гонку Общественные изменения в этих условиях могут осуществляться, по М, только через "Великий отказ" от господствующих ценностей как капитализма, так и тоталитарного социализма ("культурная революция"), а революционные инициативы становятся уделом социальных аутсайдеров (люмпенизированных слоев) вкупе с радикальной интеллигенцией и студентами М принадлежал к идеологам "новых левых", но позже отверг наиболее одиозные положения своего миропонимания и дистанцировался от леворадикального движения В конце жизни М безуспешно пытался осуществить разработку новых моделей и типов рациональности, призванных освободить чувственность из-под гнета культуры В ряде поздних работ, в которых М анализировал глубинные истоки человеческого бытия, вновь сказалось некоторое влияние взглядов Хайдеггера В основании современной индустриальной цивилизации, по М, лежит определенный исторический проект в виде вполне конкретного отношения человека к миру, мышления - к деятельности в нем Этот проект М именовал "технологическим проектом" или технологической рациональностью, суть которой в том, чтобы поработить природу и приспособить ее к человеку Но это стремление, согласно М, оборачивается против самого человека как части природы, в чем и заключается иррациональность репрессивной рациональности, глубоко укорененной в самом бытии


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
Предыстория критической теории общества прежде всего связана с марксистской духовной родословной главных ее создателей, а также с тем обстоятельством, что объединявший их Институт социальных исследований возник на волне кризисных социальных процессов 20- 30-х годов нашего...

Поделиться:

Реклама