Маркс Карл - это...

(1818-1883) - вождь и учитель международ, пролетариата, основоположник науч. коммунизма, беспощадный критик религии. В анализе сущности религии, ее соц. корней и путей ее преодоления М. исходил из диалектико-материалистич. мировоззрения, из клас. задач пролетариата. М. поставил науч. атеизм, критику религии на службу освободит. борьбе рабочего класса. В этом отличит, черта атеизма М. Открыв законы развития общества, позволявшие дать материалистич. понимание истории, М. раскрыл причины возникновения и закономерности развития форм обществ, сознания, в т. ч. и религии. Религия есть фан-тастич. отражение в головах людей придавленности их стихийными силами природы и угнетающими, порабощающими их обществ, отношениями. На первонач. ступенях развития человеч. общества природа, писал М-, «противостоит людям как совершенно чуждая, всемогущая и неприступная сила». И это приводит к «обожествлению природы». Это обожествление природы обусловливается определенными обществ, отношениями, или, по выражению М., «формой общества» (Соч., т. 3, с. 29). Превратный мир, говорил М-, порождает и превратное мировоззрение. В «Немецкой идеологии» М. отмечал, что люди в религии превращают свой эмпирич. мир в некую мыслимую представляемую сущность, противостоящую им как нечто чуждое. М. вскрыл соц. роль религии как служанки эксплуатат. классов. В письме к Руге от 18 ноября 1842 он писал, что истоки религии «находятся не на небе, а на земле, и с уничтожением той извращенной реальности», отражением к-рой является религия, последняя гибнет (Из ранних произведений, с. 252). ?. показал, что религия одурманивает сознание народных масс, опутывает их сетями несбыточных надежд, увековечивает соц. рабство, невежество и темноту трудящихся. «Религия есть опиум народа» (т. 1, с. 415). В. И. Ленин отмечал, что «это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии» (т. 17, с. 416). Большое внимание М. уделял критике христианства. Христианство, подчеркивал он, калечит и разлагает личность, ибо «социальные принципы христианства превозносят трусость, презрение к самому себе, самоунижение, смирение, покорность, словом -все качества черни, но для пролетариата, который не желает, чтобы с ним обращались, как с чернью, для пролетариата смелость, сознание собственного достоинства, чувство гордости и независимости - важнее хлеба. На социальных принципах христианства лежит печать пронырливости и ханжества, пролетариат же - революционен» (т. 4, с. 204-205). М. связал критику религии с критикой политики и соц. порядков эксплуатат. классов, обосновал формы борьбы против религии и ее преодоления. Борьба против религии есть борьба за освобождение трудящихся, за ликвидацию эксплуатации человека человеком. «Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья» (т. 1, с. 415). Науч. атеизм исходит из того, что борьба с религией должна сочетаться с борьбой против др. форм сознания эксплуатат. классов, к-рые дают теоретич. обоснование религии. Науч. критика религии должна носить всесторонний характер. «Критика неба превращается... в критику земли, критика религии - в критику права, критика теологии - в критику политики» (там же). Борьба с религией является необходимой предпосылкой формирования творческой личности. «Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою деятельность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек» (там же). М. показал, что религия не вечна. В «Капитале» он отмечает, что «религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой» (т. 23, с. 90). Преодоление религии предполагает, писал М-, создание определенных экономич. предпосылок, необходимых материальных условий. Она будет исчезать постепенно вместе с ликвидацией эксплуатат. строя и по мере прогрессасоциализма. Но исчезновение религии не автоматич. процесс. Здесь важная роль принадлежит воспитанию. «Религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию» (т. 45, с. 474).


Поделиться:

Реклама