Мария - это...
Мария, греч и лат форма др-евр имени Мирьям (в Синод пер - Мариамь, см Исх 15:20):
1)мать Иисуса Христа Будучи юной девушкой, обрученной с плотником Иосифом из дома Давида, она получила через ангела Гавриила благовещение о том, что Бог избрал ее стать матерью Его Сына, обетованного Мессии Она покорилась воле Господней (Лк 1:26-38; см Иисус Христос, II,Б,2) Из Назарета М отправилась к своей родственнице Елисавете (см Елисавета), у к-рой пробыла три месяца Там, в подтверждение ангельского благовещения, она воспела хвалебную песнь, исполненную ликования (Лк 1:39-56)Иосиф, узнав о ее беременности, замыслил тайно отпустить ее, чтобы она избежала публичного позора (см Втор 22:23-27) Только после откровения Божьего, полученного во сне, Иосиф принял М как жену (Мф 1:18-25) Указ имп Августа о всеобщей переписи населения заставил их обоих отправиться в Вифлеем, где и был рожден Первенец М Иисус появился на свет в пещере, в яслях для скота Подобные пещеры служили в те времена кладовыми или стойлами (Лк 2:1-7) Ребенок был обрезан на восьмой день и получил имя Иисус, нареч ангелом (Лк 2:21) Принеся Его в храм, родители смогли предложить в жертву только двух голубей, поскольку были бедны (Лк 2:22-24; ср Лев 12) Как в ночь Рождества - через пастухов, так и в храме - через Симеона и Анну, а также через явление мудрецов с востока (в Синод пер - "волхвов"), Бог вновь подтвердил исполнение Своих обетований (Лк 2:8-20,25-38; Мф 2:1-12) Смерт угроза со стороны Ирода Великого вынудила Иосифа и М с ребенком бежать в Египет(Мф 2:13-15) В Назарет они возвратились только после смерти Ирода (Мф 2:19-23; Лк 2:39) Жизнь М от благовещения до бегства в Египет была всецело посвящена Ребенку - Сыну Божьему, позднее она смогла посвятить себя супружеской жизни с Иосифом, к-рому подарила еще четырех сыновей и нескольких дочерей (Мк 6:3; см Братья Господа), так что Иисус рос в окружении многочисл семейства Когда родители, отправляясь на праздник в Иерусалим, взяли с собой двенадцатилетнего Иисуса, открылось, что Он принадлежит не только им И хотя М еще не могла осознать это, она запомнила слова своего Сына и сохраняла их "в сердце своем" (Лк 2:41-51) К началу общественного служения Иисуса Иосифа, по-видимому, уже не было в живых, и семья переселилась в Капернаум(Ин 2:12; Мф 4:13) Оказалось, что ни М, ни братья и сестры не понимали Иисуса, но тем в большей степени проявляли заботу о Нем (Мк 3:21,31) М было хорошо известно Его могущество, но она не была осведомлена о "Его часе" (Ин 2:3-5); братья в своем непонимании не верили Ему (Ин 7:5) Его благовестие поясняет, что привязанность к матери, братьям и сестрам должна быть подчинена послушанию воле Божьей и имеет смысл только при покорности Ему (Лк 11:27,28; 14:26)Ученики оказались ближе к Иисусу, чем кровные родственники (Мк 3:33-35) Только в повествовании о распятии вновь упоминается М, когда умирающий Сын доверяет попечение о ней любимому ученику (Ин 19:25-27) В последний раз она, вместе с Его братьями, упоминается после воскресения Иисуса: М находилась среди Его учеников (Деян 1:14) Здесь исполнилось ее обещание: "Се, раба Господня" (Лк 1:38) Ее особый путь как матери Иисуса слился в конце жизни с путем всех тех, кто уверовал в воскресение Христа и следовал за Ним;
2) М Магдалина, происходившая, согл своему прозвищу, из города Магдалы (см Магдала) Иисус изгнал из нее семь бесов (Лк 8:2; Мк 16:9) С этого часа она принадлежала к самым верным Его ученицам и вместе с другими женщинами заботилась об Иисусе и Его учениках (Лк 8:3) Вместе с другими ученицами она сопровождала Иисуса в Иерусалим; они присутствовали при распятии (Мф 27:55,56), участвовали в погребении Иисуса (Мф 27:61; Мк 15:47) и утром воскресения обнаружили, что гробница пуста (Мк 16:1-5; Ин 20:1) После того как М возвестила об этом ученикам, ей первой было дано встретить Воскресшего (Ин 20:2,11-18) Многие полагают, что женщиной, помазавшей миром ноги Иисуса, была М (Лк 7:36-50) Однако евангельский текст не дает к тому оснований; в Ев от Луки не названо имя этой женщины, кроме того, М нигде не именуется "грешницей";
3) М из Вифании была сестрой Марфы (см Марфа) и Лазаря (см Лазарь) По природе своей она была сдержанней, чем Марфа(Ин 11:20, 28,29) М быстро поняла, что, только внимая благовестию Иисуса, можно быть Его настоящей ученицей (Лк 10:38-42) Незадолго до Его смерти она помазала Иисуса драгоценным миром и этим, сама того не ведая, приготовила Его к погребению Иисус защитил ее от обвинений тех, кому высокая цена благовония помешала увидеть силу любви М (Мф 26:6-13; Мк 14:3-9; Ин 12:3-8);
4) М Клеопова - женщина, упомянутая в числе присутствовавших при распятии (Ин 19:25), причем греч текст не позволяет понять однозначно, была она дочерью или (что правдоподобнее) женой Клеопы М - мать двух учеников Иисуса - Иакова и Иосии (Мф 27:56) Она названа в числе женщин, пришедших к гробнице Иисуса (Лк 24:10) В Мф 27:61; 28:1 она именуется "другая Мария" Если см Клеопа может быть отождествлен с Алфеем (Мф 10:3; см парал места), тогда один из сыновей М - ап Иаков;
5)матьИоанна Марка (Деян 12:12) Она, очевидно, была состоят женщиной, поселившей членов церкви в своем доме, куда и направился Петр после освобождения из темницы Согл Кол 4:10, она - тетка (по смыслу Синод пер - сестра) Варнавы;
6) христианка в Риме, много сделавшая для Церкви Павел просит приветствовать ее (в Синод пер - Мариамь, Рим 16:6)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: