Маринетти - это...

МАРИНЕТТИ (Marinetti) Филиппо Томмазо (1876-1944) - итальянский поэт и писатель; основоположник, вождь и теоретик футуризма Испытал влияние Бергсона, Кроче и Ницше (в упрощенно-редуцированном варианте культурного функционирования их идей в массовом сознании); на уровне самооценки генетически возводил свою трактовку культуры и искусства к Данте и Э По Автор романа "Мафарка - футурист" (1910), сборника стихов "Занг-тум-тум" (1914) и основополагающих манифестов футуризма: "Первый манифест футуризма" (1909, опубликован в "Фигаро"; по оценке М вызванного им резонанса, "бешеной пулей просвистел над всей литературой"), "Убьем лунный свет" (1909), "Футуристический манифест по поводу Итало-Турецкой войны" (1911), "Технический манифест футуристской литературы" (1912), "Программа футуристской политики" (1913, совместно с У Боччони и др), "Великолепные геометрии и механики и новое численное восприятие" (1914), "Новая футуристическая живопись" (1930) и др В 1909-1911 выступил организатором футуристических групп и массовых выступлений сторонников футуризма по всей Италии Идейный вдохновитель создания практически всех манифестов футуризма, подписанных различными художниками, скульпторами, архитекторами, поэтами, музыкантами и др В целях пропаганды футуризма посещал различные страны, в том числе - и Россию (1910, 1914) В отличие от экспрессионизма и кубизма, эмоционально локализующихся на "минорном регистре восприятия нового века", футуризм характеризуется предельным социальным оптимизмом, мажорным восприятием нового как будущего (по оценке М, "конец века" есть "начало нового") В этой связи вдохновленный М программный "Манифест футуристической живописи" 1910 года (У Боччони, Дж Северини, К Карра, Л Руссоло, Дж Балла) формулирует цель футуристического движения как тотальное новаторство: "нужно вымести все уже использованные сюжеты, чтобы выразить нашу вихревую жизнь стали, гордости, лихорадки и быстроты" Вектор отрицания предшествующей традиции эксплицируется в футуризме в принципах антиэстетизма и антифилософизма, артикулируя само движение как антикультурное: по словам М, "мы хотим разрушить музеи, библиотеки, сражаться с морализмом" Радикальное неприятие М культурного наследия ("музеи и кладбища! Их не отличить друг от друга - мрачные скопища никому не известных и неразличимых трупов") конституирует в его программе не только общенигилистическую установку и экстраполирование пафоса обновления на позитивную оценку войны как "естественной гигиены мира" (агитировал за вступление Италии в I мировую войну и сам ушел добровольцем на фронт), но и идею "великого футуристического смеха", который "омолодит лицо мира" (ср с тезисом Маркса о том, что "смеясь, человечество прощается со своим прошлым"; статусом смеха у Кафки; живописным воплощением аллегории смеха в художественной практике футуризма: например, "Смех" У Боччони) В означенном аксиологическом русле М предлагает упразднить театр, заменив его мюзик-холлом, который противопоставляет морализму и психологизму классического театра "сумасброднофизическое"; в рамках этого же ценностного вектора футуризма формируется его программная установка на примитивизм как парадигму изобразительной техники (краски "краааасные, которые криииичат"), а также педалированная интенция М на шокирующий эпатаж (известные формулировки: "без агрессии нет шедевра", следует "плевать на алтарь искусства" и тп) Продолжая линию дадаизма (см ДАДАИЗМ), М выдвигал идею освобождения сознания от логико-языкового диктата: "нужно восстать против слов", что возможно лишь посредством освобождения самих слов от выраженной в синтаксисе логики ("заговорим свободными словами"), ибо "старый синтаксис, отказанный нам еще Гомером, беспомощен и нелеп" - "Слова на свободе" М (ср со "словом-новшеством" в русском кубо-футуризме: Крученых и др) - это слова, выпущенные "из клетки фразы-периода Как у всякого придурка, у этой фразы есть крепкая голова, живот, ноги и две плоские ступни Так еще можно разве что ходить, даже бежать, но тут же, запыхавшись, остановиться А крыльев у нее не будет никогда" Следовательно, по М, необходимо уничтожение синтаксиса ("ставить" слова, "как они приходят на ум") и пунктуации ("сплетать образы нужно беспорядочно и вразнобой", забрасывая "частый невод ассоциаций в темную пучину жизни" и не давая ему зацепиться "за рифы логики") Согласно М, именно логика стоит между человеком и бытием, делая невозможной их гармонизацию; в силу этого, как только "поэт-освободитель выпустит на свободу слова", он "проникнет в суть явлений", и тогда "не будет больше вражды и непонимания между людьми и окружающей действительностью" Под последней М понимает, в первую очередь, техническое окружение, негативно воспринимаемое, по его оценке, в рациональности традиционного сознания: "в человеке засела непреодолимая неприязнь к железному мотору" А поскольку преодолеть эту неприязнь, по М, может "только интуиция, но не разум", - он выдвигает программу преодоления разума: "Врожденная интуиция - я хотел разбудить ее в вас и вызвать отвращение к разуму", - "вырвемся из насквозь прогнившей скорлупы Здравого Смысла", и тогда, "когда будет покончено с логикой, возникнет интуитивная психология материи" - Результатом отказа от стереотипов старой рациональности должно стать осознание того, что на смену "господства человека" настанет "век техники" Техническая утопия М предполагает финальный и непротиворечивый синтез человека и машины, находящий свое аксиологическое выражение в оформлении новой мифологии ("на наших глазах рождается новый кентавр - человек на мотоцикле, - а первые ангелы взмывают в небо на крыльях аэропланов") В этом контексте машина понимается М как "нужнейшее удлинение человеческого тела" (ср с базовой идеей философии техники о технической эволюции как процессе объективации в технике функций человеческих органов) В соотношении "человек - машина" примат отдается М машине, что задает в футуризме программу антипсихологизма По формулировке М, необходимо "полностью и окончательно освободить литературу от собственного "я" автора", "заменить психологию человека, отныне исчерпанную", ориентацией на постижение "души неживой материи" (те техники): "сквозь нервное биение моторов услышать дыхание металлов, камня, дерева" (ср с идеей выражения сущности объектов в позднем экспрессионизме) В этом аксиологическом пространстве оформляются: парадигмальные тезисы М относительно основоположения нового "машинного искусства" ("горячий металл и деревянный брусок волнуют нас теперь больше, чем улыбка и слезы женщины"); предложенная М программа создания "механического человека в комплекте с запчастями", резко воспринятая традицией как воплощение антигуманизма; получившая широкий культурный резонанс и распространение идея человека как "штифтика" или "винтика" в общей системе целерационального взаимодействия, понятой М по аналогии с отлаженной машиной - "единственной учительницей одновременности действий" (ср, с образом мегамашины у Мэмфорда), - в отличие от воплощающей внеморальную силу новизны выдающейся личности, персонифицирующейся у М в образе вымышленного восточного деспота - Мафарки (роман "Мафарка - футурист"), представляющего собой профанированный вариант ницшеанского Заратустры - вне рафинированной рефлексивности и литературно-стилевого изыска НицшеПарадигма нивелировки индивида как "штифтика" в механизме "всеобщего счастья" оказала влияние на формирование идеологии всех ранних базовых форм тоталитаризма от социализма до фашизма В 1914-1919 М сблизился с Б Муссолини; с приходом фашизма к власти М получает от дуче звание академика, а футуризм становится официальным художественным выражением итальянского фашизма (тезис М о доминировании "слова Италия" над "словом Свобода"; "брутальные" портреты Муссолини авторства У Боччони; нашумевшая картина Дж Северини "Бронепоезд", воплощающая идею человека как "штифтика" в военной машине; программная переориентация позднего футуризма на идеалы социальной стабильности, конструктивной идеологии и отказа от "ниспровергания основ": см у М в манифесте 1930 - "одна лишь радость динамична и способна изображать новые формы") М оказал значительное влияние на становление модернистской концепции художественного творчества: его программа презентации "интуитивной психологии материи" в "лирике состояний" находит свое воплощение - в рамках футуризма - в динамизме и дивизионизме Дж Балла и У Боччони и в симультанизме Дж Северини, позднее - в программе "деланья вещей" в искусстве pop-art; программное требование М "вслушиваться в пульс материи" инспирирует в "авангарде новой волны" линию arte povera (ит - "бедное искусство"), ориентированную на "работу со средами, изменчивостью материалов (): земля, вода, медь, цинк, реки, суша, снег, огонь, трава, воздух, камень, электричество, уран, небо, вес, сила тяжести, высота, вегетация и тд Художника привлекает субстанция естественности, события - он отождествляет себя с ними" (программный текст теоретика и практика arte povera Дж Челента) и воспроизведение "естественных сред" в условиях галереи (цикл модификаций и комбинаций грунта с нефтью, дегтем, желатином и тп - "Земля прекрасна" Р Морриса в галерее Двен и др) Выступления М против станковой живописи (идея фресок, создаваемых с помощью проектора на облаках) фундирует собой эстетическую программу и художественную технику "авангарда новой волны" - прежде всего, в ветви "невозможного искусства": Eathwork или Landart (траншеи "Двойное отрицание" в Неваде и "Гибкие круги" М Хейзера; новая конфигурация побережья океана в штате Мэн, "Поле, засеянное овсом" и знаменитая "Соленая плоскость" Д Оппенгейма; фигурно организованная с помощью вертолетов пылевая буря в Канзасе как произведение искусства Р Серры; "Круги на побережье" Р Лонга; структурирование песчаных дюн в Сахаре В де Мориа и др), Seawork ("Белая линия на море" Я Диббета, плавучие выпилы изо льда в океане Д Оппенгейма и др) и Skywork (световые, дымовые и лазерные конструкции над Нью-Йорком Ф Майерса и др)


Поделиться:

Реклама