Мальахи - это...
МАЛЬАХИ , Малахи (иврит. "Мой вестник [анге"], "Мой посланник" — в значении "посланник Божий"; в русской традиции — Малахия) — в иудаизме и христианстве — один из двенадцати "малых" (или "меньших") пророков, автор одноименной книги, расположенной последней во втором разделе еврейской Библии, или Танахе, — Невиим (см. Пророки), в единой книге Трей-асар ("Двенадцать"); в христианской Библии Книга пророка М. также замыкает корпус пророческих книг (см. Пророков Книги) и Ветхий Завет в целом. Никаких сведений о пророке М. не сохранилось. Современные библеисты считают, что имя "М." является не столько собственным, сколько нарицательным, указывающим на особую миссию пророка. За этим обозначением укрылся неизвестный пророк, который жил в начале эпохи Второго Храма (см. Храм, Иудаизм, Танах), когда Храм был уже отстроен, но до реформ Эзры (Ездры) и Нехемьи (Неемии), т. е. между 516—432 до н. э. Однако в самой иудейской традиции выдвигалась версия о том, что под именем "М." выступил священник Эзра, суровый воспитатель народа. Этого же мнения придерживался и Иероним Блаженный. Ориген полагал, что автором Книги пророка М. был воплощенный ангел. В иудаизме М., замыкающего собой пророческую традицию, часто именуют "печатью пророков", ибо с иудейской точки зрения тем самым завершилась эпоха пророков, когда человеку дано было непосредственно слышать Откровение Божье.
Книга пророка М., состоящая из четырех глав, в духе прежних пророков, особенно пророка Йешаяѓу [см.] (Исаии), призывает к нравственному очищению и совершенствованию, безукоризненному исполнению заповедей (см. Мицвот) Торы, в особенности заповедей нравственных и касающихся священного храмового ритуала. Особенно много внимания автор книги уделяет нравственному совершенству священнослужителей, потомков Леви [см.] (Левия), укоряя их в отступничестве: "Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в Законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф" (Мал 2:8; здесь и далее — Синод. перевод). Книга пророка М., напоминающая об особой миссии народа Израиля (см. Йисраэль), его избранности Богом (см. Избранный народ), в то же время представляет собой высшую точку универсализма пророческой проповеди и Танаха в целом, ибо избранный народ должен послужить осуществлению замыслов Всевышнего, касающихся мира и человечества в целом, прославлению и освящению Имени Божьего: "Ибо от востока солнца до запада велико будет Имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам Имени Моему, чистую жертву; велико будет Имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф" (Мал 1:11). Главы 3—4-я содержат в себе эсхатологические пророчества (см. Эсхатология) о пришествии Машиаха, или Мессии; они открываются аллюзией на Второисаию (см.; см. также Йешаяѓу) — призывом готовить путь Господу, грядущему для Страшного суда, окончательного Избавления (см. Геулла) и преображения мира: "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в Храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете; вот, он идет, говорит Господь" (Мал 3:1). Пророк в предощущении великого и страшного Дня Господня устрашает нечестивых и обнадеживает благочестивых, призывает неукоснительно следовать Закону Моисееву (см. также Тора, Моше) и говорит о приходе пророка Элияѓу [см.] (Илии), который предварит пришествие Машиаха и провозгласит его: "Ибо вот, придет День, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий День, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. // А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные... // Помните Закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. // Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением Дня Господня, великого и страшного. // И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием" (Мал 4:1—2, 4—6).
Христианская экзегеза интерпретирует Книгу пророка М. как прямое пророчество о пришествии Иисуса Христа и о приуготовлении Ему пути Иоанном Предтечей, или Иоанном Крестителем; к последнему, в частности, относят пророчество об Ангеле (Мал 3:1) и об Илии (4:5—6), который, согласно толкованию Иисуса в Евангелиях, явился в образе Иоанна Крестителя (ср. Матф 3:3; 11:10; 17:10—12; Мар 1:2; Лук 1:16—17). Стих о "жертве чистой" (Мал 1:11) интерпетируется как указание на евхаристию.
Г. В. Синило
Поделиться: