Максим Исповедник - это...
МАКСИМ ИСПОВЕДНИК (ок. 580—662), причислен к лику святых — византийский православный богослов и религиозный деятель. Был монахом, некоторое время — секретарем византийского императора Ираклия; участвовал в богословском диспуте с экс-патриархом Пирром; был осужден за исповедание диорилитства (учение о двух волях во Христе), заточен в монастыре во Фракме, где и скончался. М. И. был высокообразованным человеком, прекрасно знал не только богословие, но и античную философию и римское право. Из богословских трудов, дошедших до нас, бесспорно, принадлежат М. И.: "Амбигва к Иоанну", "Амбигва к Фоме", "Вопросы и недоумения", "Толкование на 59 псалом" и "Толкование на Молитву Господню" — экзегетические сочинения, где М. И. пользуется аллегорическим и аналогическим методами толкования; "Мистагогия", представляющая собой литургический комментарий, по настроению примыкающий к аскетической литре; "Главы", написанные в жанре "сотниц", разнообразные по своей богословской тематике, из них наиболее известны "Главы о любви" — произведение аскетического характера. Вероятно, им были подготовлены основные положения Латеранского Собора против монофелитов. Несомненное влияние на творчество М. И. оказали Ориген и Евагрий Понтийский, хотя он оценивал их идеи как ереси и предлагал развить их мысль в строго православном ключе.
Главной богословской заслугой М. И. считается его противостояние монофелитам, основными тезисами которых выступали: 1) человеческая воля во Христе полностью подчинена Божественной и, растворяясь в высшей воле, не существует; 2) если допустить наличие двух воль, то это приводит к противоречию, т. к. две воли предполагают две ипостаси (двух водящих). На это М. И. отвечал, что: 1) Христос как Бог хотел Божественного, но как человек хотел человеческого. Это видно, по М. И., на примере Гефсиманского борения, когда Христос не хотел своей человеческой смерти; 2) если две воли предполагают две ипостаси, то и обратно — каждая ипостась предполагает свою волю. Но в Отце, Сыне и Св. Духе одна воля и три ипостаси. Значит, для Бога возможно и обратное — наличие двух воль в одном лице Богочеловека Иисуса. Как и во всех предыдущих случаях богословских споров Церкви с еретиками, последние рассуждали о Боге, следуя законам формальной логики. Церковь же всегда стремилась выйти за рамки человеческого рассудка, руководствуясь, прежде всего, истиной откровения, а не законами логики Аристотеля. Развивавшаяся в каноне православного богословия, мысль М. И. тем не менее антиномична и парадоксальна. Он являлся, прежде всего, аскетом и мистиком и затем уже, в силу внешних обстоятельств (распространение монофилитства), выступал как богослов.
Согласно В. С. Соловьеву, М. И. был самый сильный, после Оригена, философский ум на христианском Востоке, глубокий знаток Платона, Аристотеля и неоплатоников, прославился в истории церкви своей неустанной и энергичной борьбой против монофелитской ереси, изобретенной константинопольским патриархом Сергием и императором Ираклием и поддерживаемой их преемниками, а также всей тогдашней иерархией на Востоке (за исключением иерусалимского патриарха Софрония). Происходя от знатных родителей, он получил превосходное образование и был секретарем императора Ираклия, но когда тот издал благоприятный для новой ереси указ, удалился от двора, постригся в монахи и скоро был избран в игумены. Для борьбы с распространившимся монофелитством он ездил в Египет, северную Африку и долгое время провел в Риме. После того как Папа св. Мартин за исповедание православия был взят под стражу, увезен в Константинополь и замучен в ссылке, М. И. также был судим (в 655) за государственную измену, подвергся (вместе с двумя своими учениками) урезанию языка и отсечению правой руки (в 656) и был сослан в страну лазов (близ Кавказа), где и скончался в крепости Шемари. Монофелитская (единовольческая) ересь была смягченным видоизменением ереси монофизитов (единоестественников), которые более или менее последовательно стремились к устранению из понятия о Христе Его человеческого начала, упраздняя таким образом самую сущность христианства как религии богочеловеческой. Осужденное на Халкидонском (4-м Вселенском) соборе (в 451), это направление не утратило своей силы на Востоке — в Сирии, Армении и особенно Египте. Религиозное разделение, более или менее связанное с национальной враждой, грозило государственному единству Византийской империи; отсюда постоянное, но безуспешное стремление императоров к примирению религиозных партий посредством компромиссов: эдикты имп. Зенона в конце 5 в., в следующем веке старания имп. Юстиниана привлечь монофизитов через осуждение ненавистных им "Трех глав", наконец в 7 в. более глубокий компромисс — монофелитский. Это новое учение, соглашаясь с православием, что в Христе пребывают два естества — божеское и человеческое, — утверждало в Нем существование только одной воли и одного действования. Против этого М. И.— единственный в то время значительный философ во всем христианском мире — доказывал, что воля и действование присущи естеству или природе: следовательно, если в Христе пребывает самостоятельное по своим свойствам человеческое естество (не поглощенное божеским), то в Нем необходимо должна пребывать и самостоятельная человеческая воля или естественное хотение с соответствующим ему действовавшем. Для личного или ипостасного единства достаточно нравственного согласия или гармонического сочетания двух волений, без слияния их в один физический (и метафизический) акт. Это православное учение восторжествовало через 18 лет после смерти М. И. на 6-м Вселенском Соборе в Константинополе.
Главные сочинения М. И.: "Недоуменные вопросы к Фалассию о Св. Писании", "Спор с Пирром", "Главы о любви", "Диалоги о св. Троице", "Мистагогия". Полное собрание сочинений М. И., изданное Комбефизом, перепечатано у Миня.
И. А. Воробьева
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: