Махаяна - это...

(санскр., букв. - большая колесница, широкий путь спасения) — одно из двух осн. направлений буддизма, по-видимому, зародившееся еще в древности, но получившее распространение в нач. н. э. Основным в М. является положение о том, что спастись может не только монах, как утверждала хинаяна, но и любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства (парамиты), возносящий молитвы, творящий заклинания, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их. Монахи облегчают спасение, привлекая культовыми приемами бодхисатв, к-рые могут непосредственно вмешиваться в судьбу каждого из сострадания к живым существам, меняя их карму на более благоприятную. Согласно М., мир совершенно иллюзорен, реальна только нирвана, отождествляемая с «высш. абсолютом», миром первичных дхарм. В М. значит, место занимает учение о рае. Согласно М-, раев несколько, они подробно и красочно описываются в лит-ре М. и в проповедях лам, изображаются на иконах и в объемных макетах и значительно привлекательнее для рядового верующего, чем абстрактная, туманная нирвана. Все это способствовало распространению М. как по всей Индии, так и за ее пределами. Будда в М. из мудреца-учителя превращается уже в типичное божество. Бодхисатвы — его эманации. Осн. положения М. стремились подкрепить 2 религ.-филос. школы: йогачары и мадхьямики. Йогачары считали реальным только наше сознание, к-рос якобы и порождает все объекты внешнего мира. Погасив активность сознания, можно избавиться и от цепи перерождений (сансары). Мадхьямики не признавали реальным и само индивидуальное сознание. Реальна, с их точки зрения, лишь шуньята (пустота). Она бескачественна, не поддастся определениям, не может быть познана опытным путем, постигается лишь мистич. интуицией. Крупнейшими представителями мадхьямиков были Нагарджуна (2 в.) и Арья-дева (5 в.), йогачаров - Асана и Васубандху (5 в.). М. стала основой ряда школ и направлений более позднего буддизма за пределами Индии, в т. ч. и ламаизма.


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(санскр. большая колесница), наряду с хинаяной одно из двух основных направлений буддизма. Возникнув в Индии, с начала н.э. распространяется в Китае, Тибете, Японии и др. странах. Махаяна подчеркнула черты терпимости в этическом учении буддизма и выдвинула идеал бодхисаттвы....
Энциклопедия "Религия"
МАХАЯНА ("Большая Колесница") — наиболее крупное направление буддизма, "Большой путь Спасения", распространено в Индии, Китае, Корее, Японии. В отличие от Хинаяны, учение М. считает, что Спасения может достичь каждый, кто следует заветам Будды Шакьямуни и живет в любви с...
Философский словарь
(Пали.) Школа; букв., "большая колесница". Мистическая система, основанная Нагарджуной. Ее книги были написаны во втором веке до Р.Х.
Философский словарь
(большая колесница, или широкий путь спасения) : направление буддизма, отрицающее реальность проявленного бытия, при чем не только «я» и мира, но и дхарм, из которых они образуются. Во Вселенной господствует шунья – универсальная пустота, определяющая страдания в мире и...
Теософский словарь Е.П. Блаватской
(Пали.) Школа; букв., «большая колесница». Мистическая система, основанная Нагарджуной. Ее книги были написаны во втором веке до Р.Х.

Поделиться:

Реклама