людвиг Фейербах И Конец Классической Немецкой Философии - это...
- работа Ф. Энгельса, впервые опубликована в журнале «Neue Zeit» за 1886. Рассматривая рольдиалектики Гегеля и материализмаФейербаха как теоретич. источников марксист. философии, Энгельс дал сис-тематич. изложение основ диалектич. и истории, материализма. уделил значит, внимание исследованию и критике религии. Анализ Энгельсом осн. вопроса философии выявил единство мировоззренч. позицииидеализма и религии, материализма и атеизма. Еще в ср. ек. схоластике, отметил Энгельс, вопрос «о том, что является первичным: дух или природа... вопреки церкви принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века?» (т. 21; с. 283). Рассматривая гносеологич. и психологич. механизмы развития религ. представлений, Энгельс указывает на относит, самостоятельность религии в отношении экономим, базиса. Энгельс отличает «стихийно возникшие племенные и национальные религии», к-рые «не имели пропагандистского характера», от «более или менее искусственно возникших» мир. религий - буддизма, христианства и ислама, отразивших своим возникновением и важнейшими моментами эволюции «великие исторические повороты». Отмечая способность религии придавать религ. окраску общим историч. движениям, Энгельс подчеркивает, что «это объясняется не свойствами человеческого сердца и не религиозной потребностьючеловека... но всей предыдущей историей средних веков, знавших только одну форму идеологии: религию и теологию» (т. 21, с. 294). Значит, внимание уделяется Энгельсом роли естествознания в обосновании материалистич. мировоззрения, особенно 3 великим открытиям естествознания 19 в.: открытию клетки, закона сохранения энергии и дарвиновской теории эволюции видов.
Поделиться: