Лукач - это...

ЛУКАЧ (Lukach) Дьердь (Георг) (1885-1971) - венгерский философ, эстетик, политический деятель Философское образование получил в Будапеште, Берлине, Гейдельберге Находился под влиянием Зиммеля и М Вебера Затем изучает работы Гегеля и Маркса В 1918 вступил в Коммунистическую партию Венгрии Активно участвовал в создании Венгерской Советской республики, нарком по культуре После ее падения жил в Вене (1919-1929) В 1929 переехал в Москву, где жил по 1945 (в 1931-1933 работал в Берлине) Был сотрудником Института Маркса, Энгельса, Ленина, работал в журналах Член Союза писателей СССР В 1945 вернулся в Венгрию, был профессором эстетики и философии Будапештского университета С 1949 член Венгерской академии наук В 1956 вошел в состав правительства И Надя, за что был обвинен в ревизионизме и исключен из партии (восстановлен во второй половине 60-х) Основные сочинения: "Душа и формы" (1911), "Теория романа" (1914-1916), "История и классовое сознание" (1923), "Исторический роман" (1936), "Литературные теории и марксизм" (1937), "Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества" (1938, опубликована в 1948), "К истории реализма" (1939), "Экзистенциализм или марксизм" (1948), "Разрушение разума Путь иррационализма от Шеллинга к Гитлеру" (1954), "Своеобразие эстетического" (т 1-4, русск изд - 1985-1987), "Ленин Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей" (русск изд - 1990), "К онтологии общественого бытия" (русск изд - 1991) и др Работа Л "История и классовое сознание", содержащая его "теорию овеществления", по мнению Мерло-Понти, "долгое время была библией того, что можно назвать западным марксизмом" Теория овеществления Л явилась первой комплексной попыткой философского осмысления марксовой диалектики в 20 в В ней нашел отражение ряд принципиально важных характеристик современных общественных процессов: очевидная неспособность общество- и человековедения выработать осмысленное представление об эволюции социального целого; возрастающая и всеобъемлющая рационализация мира, делающая избыточными метафизику и онтологию классического типа; как следствие - диссонанс между иррациональным характером эволюции социума (нередко сопровождающейся экономическими катаклизмами) и достижением весьма изощренной степени рационализации при конструировании приватного мира "вещей, удобных для жизни" В интерпретации Л, аутентичный марксизм должен трактоваться и пониматься как определенная систематизированная совокупность критически интерпретированных феноменов отчуждения в мире вкупе с сопряженными диалектическими парафразами на эту тему (Впоследствии Хабермас отмечал, что концепция Л являет собой не что иное, как связующее звено между схемами рациональности М Вебера и идеями "овеществления" Хоркхаймера и Адорно) Л, введя и обосновав категорию "овеществление", вывел веберовский анализ социальной рационализации за пределы теории действия, связав его с безличными экономическими процессами Сам Л усматривал значимость этих разработок Вебера в том, что последний сумел продемонстрировать процесс распада метафизически осмысляемого Разума в его единстве на автономные ценностные сферы Л полагал, что отождествляя такие параметры общества как социальность и тотальность, Маркс осознанно уделял особое внимание такому феномену, как предметность (в его ипостаси результата взаимодействия людей), овеществлению и отчуждению его По мнению Л, особый статус "овеществления" в иерархии общественных процессов основан на том, что товарообмен в индустриальном обществе действительно стал господствующей социальной формой - универсальной категорией бытия социума Современный рационализированный трудовой процесс, по Л, не должен интерпретироваться иначе, чем парциальный специализированный труд без индивидуальных качественных характеристик Являя собой агрегат случайных друг по отношению к другу, чисто калькуля-торски рационализированных трудовых операций различного уровня, современный труд, согласно Л, трансформируется из качественно определенного в чисто количественный феномен, когда любая потребительская стоимость становится товаром В дополнение к закономерностям социально-природного бытия, угнетающим индивида, по мнению Л, тем больше, чем глубже они познаны, "овеществление" вещей составляет угрозу собственно бытию человека, ибо вещами становятся самые интимные проявления духовной и душевной жизни людей "Индивид встраивается в качестве механической части в механическую систему", личность "овеществляется" и "отоваривается" Сопряженный тип мышления - "овеществленный" - являет собой инструментарий господства над деятельностью человека, что одновременно результируется в стремлении людей дистанцироваться, самоустраниться от объекта порабощения (в данном контексте - от результатов своего труда) Так, наука более не выступает, по Л, в облике личного устремления ученых к постижению объективной истины, а, напротив, минимизируется познанием рационализированного, а не подлинного бытия предметов Подчеркивая то, что эксперимент в современной науке воспроизводит характеристики предмета или явления в жестких рамках изначально заданных и калькулированных предпосылок предметности, Л утверждал, что исследователь сводит материальный субстрат своего наблюдения к искусственной "интеллигибельной материи" Таким образом, согласно Л, в современной философии господствует принцип калькуляции, когда "предмет познания в такой мере и постольку может быть нами познан, в какой мере и поскольку он производится нами самими" По мнению Л, процесс овеществления человеческого особо "брутален" и унизителен Применительно к историческим судьбам пролетариата ("экзистенциально потерянной" общественной группировки) лишь его "революционный порыв", его мессианская практика "рациональной гуманизации" "фактов и вещей" - практика в подлинном диалектическом и философском измерении - могут выступить средством радикального преодоления отчуждения людей вообще


Поделиться:

Реклама