Лосев - это...
ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988) - русский философ 20 в Учился на историко-филологическом факультете Московского университета В 20-е активно входит в философскую жизнь послереволюционной России, продолжая традиции русской религиозной философии, но уже с учетом открытий и достижений философии и науки 20 в Миросозерцание Л формируется на основе глубокого овладения философским учением Платона, сквозь призму которого он воспринимал и интерпретировал самые различные проявления духовной культуры Результатом явился выход в конце 20-х цикла философских сочинений Л (8 книг), центральное место среди которых занимают "Философия имени" и "Диалектика мифа" Итогом публикации стала разносная критика Л, его арест и "трудовое перевоспитание" на Беломорканале После освобождения в 1933 Л в течение почти 20 лет занимался исключительно педагогической деятельностью в области классической филологии и не имел возможностей публиковаться Новый этап в его жизни начался с конца 1950-х Итогом стала публикация ок 400 научных работ, выдающееся место среди которых занимает фундаментальная 8-томная "История античной эстетики" В поздних работах Л предпринимает попытку сблизить свое философское учение с марксизмом, однако органического синтеза в итоге не получилось Л фактически перестал "существовать" как оригинальный мыслитель ("Я только подошел к большим философским работам, по отношению к которым все, что я написал, только предисловие") Правда, публикация в последние годы рукописей Л позволяет сделать вывод, что философ продолжал развивать свою систему Соответственно - актуальной становится задача адекватной интерпретации его творчества как целостности, включая и "марксистский" этап Философский поиск Л был изначально ориентирован на создание оригинальной системы диалектико-феноменологической философии, имеющей в своей основе новые концепции имени, символа и мифа, генетически связанные с имеславием и доктриной православного энергетизма, понимаемой в духе исихазма Именно в символически интерпретированном энергетизме Л видел единственно возможный путь разрешения предельно значимой для религиозного философствования антиномии дуализма и монизма Для решения поставленных задач Л разрабатывает собственный метод (которому он останется верен на протяжении всего своего творчества) - метод логико-смыслового конструирования философского предмета на основе синтеза феноменологии и диалектики Результатом применения данного метода является "платоновско-гуссерлианский эйдос" - совершенное единство умственного и чувственного содержания, что есть не что иное, как символ: необходимым продолжением эйдологии оказывается симвология ("символ есть эйдос, воспроизводимый на ином") Лосевская трактовка символа открывает широкие пути для конкретных приложений: феноменологическая компонента метода дает возможность зафиксировать живое своеобразие каждого конкретного рода символов; диалектическая компонента обеспечивает эффективный и единообразный их анализ в рамках целостной философской системы В итоге обнаруживается грандиозный замысел Л - создание качественного нового типа философии как всеохватного символистского синтеза, в котором вместо традиционного членения (онтология, гносеология и тд) философия организуется по видам символов и сферам их применения В духе имеславия такая система строится Л на основании тщательного анализа природы "имени" или "слова" Понятое онтологически имя является особым местом встречи смысла человеческой мысли и имманентного смысла предметного бытия, что в законченном выражении делает имя "идеей", улавливающей и очерчивающей "эйдос", существо исследуемого предмета (символа, энергии) Наибольшую глубину и полноту имя обретает, охватывая сокровенный слой бытия и раскрываясь как миф, который есть не вымысел, но последняя полнота реальности, "непосредственно ощущаемая действительность", уже не эйдос, а "само бытие" в его самораскрытии При этом миф всегда личностей, тогда как символ может быть только лишь статуарен: "тождество символа и мифа есть личность", точнее, "миф не есть сам личность, но лик ее", те "личность есть миф не потому, что она - личность, но потому, что она осмыслена и оформлена с точки зрения мифического сознания" Результатом является оригинальная трактовка Л истории Исторический процесс имеет три слоя, высший из которых - самосознание истории, выражаемое в речи, слове; тем самым история становится ликом личности, те мифом В итоге "миф не есть историческое событие как таковое, но всегда есть слово миф есть в словах данная личностная история" Данная концепция дополняется Л оригинальной интерпретацией понятия "чудо", что приводит к итоговой формуле лосевской философии: " миф есть в словах данная чудесная личностная история" Очевидно движение символистского синтеза Л к православно-персоналистскому синтезу, осуществить который до конца философу не было суждено Основные сочинения: "Эрос у Платона" (1916); "Античный космос и современная наука" (1927); "Музыка как предмет логики" (1927); "Диалектика художественной формы" (1927); "Диалектика числа у Платона" (1928); "Критика платонизма у Аристотеля" (1929); "Очерки античного имволизма и мифологии" (т 1, 1930); "Диалектика мифа" (1930); "Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии" (1953); "Античная мифология в ее историческом развитии" (1957); "История античной эстетики" (т 1-6, 1963-1980; "История античной эстетики Итоги тысячелетнего развития", кн 1-2, 1992-1994); "Античность как тип культуры" (1988); "Дерзание духа" (1989); "Владимир Соловьев и его время" (1990); "Жизнь Повести Рассказы Письма" (1993) и др
Поделиться: