Локк - это...

ЛОКК (Locke) Джон (1632-1704) - английский философ-просветитель, политический деятель, основоположник социально-политической доктрины либерализма Работы Л относятся к эпохе Реставрации в Англии Он стал непосредственным участником политической жизни и борьбы против феодального абсолютизма, занимал некоторое время высокие административные должности В процессе этой борьбы неоднократно был вынужден покидать Англию, эмигрируя на континент (во Францию и Нидерланды) Вскоре после "славной революции" 1688 Л возвращается в Англию и выпускает один за другим свои философские и политические труды, написанные им ранее Важнейший из них - "Опыт о человеческом разуме" (1690), написанию которого он посвятил в общей сложности около 20 лет Почти одновременно были опубликованы "Письма о веротерпимости", "Трактаты о государственном правлении" и др К названным примыкают следующие значительные произведения: "О пользовании разумом" (1706), "Исследования мнения отца Мальбранша о видении всех вещей и Боге" (1694) В своем основном труде Л развил теорию познания, базирующуюся на принципах эмпиризма и сенсуализма, осложненных влиянием номинализма Гоббса и рационализмом Декарта Исходный пункт учения Л о познании и его концепции человека - отрицание теории врожденных идей, включая идею Бога Все знание приобретается нами из опыта, который понимается философом как сугубо индивидуальный, а не результирующий из социального взаимодействия Опыт по своей структуре состоит из идей, которыми Л обозначает ощущения и чувственные образы памяти Эти составляющие - тназ "простые идеи", которые входят в состав либо внешнего (external), либо обращенного внутрь (inward) опыта Внешний опыт состоит из ощущений свойств и восприятий тел, а опыт внутренний, который Л называет рефлексией, представляет собой познания души о своей собственной деятельности, получаемые через самонаблюдение Приобретенные из опыта идеи - еще не само знание, а только материал для него Чтобы стать знанием, все это должно быть переработано деятельностью рассудка (абстракции) Посредством данной деятельности простые идеи преобразуются в сложные Процесс познания, по Л, и характеризуется как восхождение от простых идей к сложным Простые идеи внешнего опыта делятся на две группы, различные по их содержанию, - идеи первичных и идеи вторичных качеств Только идеи первичных качеств, с тзр Л, дают нам истинное познание реальных сущностей, а идеи вторичных качеств, если их группировать соответствующим образом, позволяют нам, самое большее, различать в настоящем вещи по их номинальным сущностям Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью Реальная сущность вещей, с его тзр, остается неизвестной, а ум имеет дело с номинальными сущностями Однако Л нельзя считать агностиком По Л, наша задача - знать не все, а только то, что важно для нашего поведения и практической жизни, а такое знание вполне обеспечено нашими способностями Он обратил также внимание на активность субъекта в познавательном процессе Познание делится, по Л, на интуитивное (высшее), демонстративное и сенситивное, последнее при этом оценивается им как наименее достоверное (низшее), что вносит в концепцию Л рационалистический элемент В основе социальной философии Л лежит учение, во многом предвосхищающее просветительские идеи о "естественном праве" и "общественном договоре", согласующееся с его теорией познания Политическая теория, изложенная им в "Двух трактатах о государственном правлении" (1690), направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского самоуправления В изначальном естественном состоянии люди взаимно доброжелательны, свободны и равны между собой и перед Богом Следование разумным естественным законам позволяет достичь согласия при сохранении индивидуальной свободы Данная концепция подводит Л к созданию теории разделения властей, где власть делится на: 1) законодательную, 2) исполнительную и 3) федеральную Отсюда вытекает, что основной целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность Правительство не имеет права действовать произвольным образом, оно само обязано подчиняться законам, по сути дела, не им первоначально сформулированным Народ остается при этом безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство Однако, сопротивление также ограничивается разумными пределами и заканчивается с установлением прочного политического баланса Л развивает идею буржуазного конституционного правления Конституционная парламентская монархия, с его тзр, выступает как наиболее оптимальная форма такого баланса Он отрицал абсолютный политический приоритет королевской власти Л не создал последовательного этического учения Его этика имеет своим отправным пунктом отрицание существования каких-либо врожденных моральных принципов На этой основе он развивает концепцию буржуазного здравого смысла Морально благим он именует то, что ведет к длительному, непреходящему удовольствию человека, те то, что полезно Морально злым является, наоборот, то, что ведет к длительным страданиям, те вредно Всеобщий закон нравственности, считал Л, должен иметь основание в Божественном откровении Представление о Боге у каждого сугубо индивидуально и уникально Отсюда следует, что невозможно установить единых норм морали и требовать единообразия в решении вопросов совести и вероисповедания Поэтому веротерпимость - одно из условий законного правления Защите религиозной свободы Л посвятил четыре письма "о веротерпимости" Философия Л была вершиной в развитии британского материализма нового времени Его идеи положили начало эмпиризму как одному из направлений французского материализма и ассоцианизму в психологии; использовались в теориях Беркли и Юма В различной степени, и подчас очень противоречиво, теория познания Л оказала влияние на деиста А Коллинза, моралистов Д Шэфтсбери и Б Мандевиля, естествоиспытателя Д Гартли Этические и политические взгляды Л во многом были восприняты То-ландом, Монтескье Его политическая философия нашла отражение в политических декларациях французской и американской буржуазных революций


Поделиться:

Реклама