Логика - это...
ЛОГИКА (греч logos - слово, рассуждение, понятие, разум) - наука о формах, законах и методах познавательной деятельности; способность правильно (логически) мыслить С древности замечено важное свойство познающего мышления человека: если вначале высказываются некоторые утверждения, то затем могут быть признаны и другие утверждения, но не любые, а лишь строго определенные Познающее мышление, тобр, подчинено некоей принудительной силе, его результаты во многом детерминированы и предопределены предшествующим знанием Данное свойство широко использовал Сократ в своих диалогах Умелой постановкой вопросов он направлял своего собеседника к принятию вполне конкретных выводов (Характеризуя свой метод, Сократ пояснял, что его манера вести беседу подобна тому, что делает акушерка, которая сама не рожает, но принимает роды Так и он лишь спрашивает других, способствуя рождению истины, самому же ему нечего сказать) Поэтому свой методСократ назвал майевтикой - искусством повивальной бабки) Ученик Сократа Платон, затем Аристотель сделали детерминированность мышления предметом специального исследования Результаты Аристотеля особенно впечатляющи Его успех связан с тем, что он устранил из рассуждений то, что может быть названо их содержанием, сохранив только форму Этого он достиг, подставив в суждениях вместо названий с конкретным содержанием буквы (переменные) Например, в импликативном рассуждении: "Если все В суть С и все А суть В, то все А суть В" Подход Аристотеля продемонстрировал тот факт, что достоверность результатов различных по содержанию рассуждений зависит не только от истинности исходных положений (посылок), но и от отношений между ними, способа их соединения, те от формы рассуждения Аристотель сформулировал важнейшие принципы перехода от истинных посылок к истинным заключениям Впоследствии эти принципы стали называться законами тождества, противоречия и исключенного третьего Он предложил первую теоретическую систему форм рассуждений - тн ассерторическую силлогистику, имеющую дело с суждениями вида "Все А суть В", "Некоторые А суть В", "Ни одно А не есть В", "Некоторые А не суть В" Тем самым он положил начало науке об общезначимых средствах и формах мышления, законах рационального познания Позже эту науку стали называть ЛЛ не ограничилась выяснением случаев, когда истинность посылок гарантирует истинность заключения Эта разновидность рассуждений стала предметом одной ее ветви - дедуктивной Л Но уже Демокрит обсуждает проблему индуктивных умозаключений, посредством которых осуществляется переход от частных утверждений к общим положениям, имеющим вероятностный характер Особый интерес к индукции проявляется в 17-18 вв когда быстро стали развиваться опытные науки Английскому философу Ф Бэкону принадлежит первая попытка теоретического осмысления индукции, которая, как он думал, способна служить единственным методом познания природных явлений в целях их применения на пользу людям Дедукти-визм и индуктивизм - главные направления в развитии Л вплоть до 19 в Представители рационалистической философии (Декарт, Спиноза, Мальбранш, Лейбниц) отдавали предпочтение дедукции, в то время как представители эмпирической (сенсуалистической) философии (вслед за Ф Бэконом - Гоббс, Локк, Кондильяк, Беркли, Юм) были индуктивиста-ми Вольф, предложивший всеобъемлющую, по его мысли, систему философского знания как "науку о всех возможных предметах, насколько они возможны", попытался примирить указанные направления Будучи, в целом, рационалистом, он, тем не менее, энергично подчеркивал решающее значение индукции и опытного знания в отдельных научных дисциплинах (напр, в физике) Однако вольфианские представления о формах и законах мышления, методах познания, сложившиеся в Л к 19 в, не смогли удовлетворить потребностей бурно развивающейся науки и общественной практики Кант и особенно Гегель подвергли критике ограниченность рационалистически-метафизического метода Перед Л встала задача выработать средства, которые позволяли бы сознательно подходить к изучению сущностных отношений Серьезная попытка решить эту задачу была предпринята Гегелем Его выдающейся заслугой является введение в Л идеи развития и взаимосвязи Это позволило ему заложить основы диалектической Л как теории движения человеческой мысли от явления к сущности, от истины относительной к истине абсолютной, от знания абстрактного к знанию конкретному На основе категорий, принципов и законов диалектической Л вырабатываются методологические ориентиры исследования содержания предметов во всем их многообразия и противоречивости В настоящее время Л представляет собой достаточно разветвленную научную дисциплину Ее важнейшим и наиболее зрелым разделом является формальная Л Свое наименование она получила от предмета, которым занимается с древности, - форм мыслей и рассуждений, обеспечивающих получение новых истин на основе уже установленных, и, в первую очередь, критериев правильности и обоснованности этих форм Долгое время формальная Л была известна прежде всего в том виде, который придали ей Аристотель и его комментаторы Отсюда название, соответствующее данному этапу, - аристотелевская Л Восходящая к Аристотелю традиция породила также другой равнозначный термин - традиционная Л Неизменность проблематики и методов ее разрешения в рамках аристотелевской Л на протяжении многих веков дала основание Канту, впервые употребившему термин "формальная Л", считать, что за две тысячи лет, прошедших со времени Аристотеля, эта Л не сделала ни одного шага вперед и имеет по существу законченный характер Кант и не предполагал, что через какие-то полвека после его смерти начнется "второе дыхание" в развитии формальной Л Этот качественно новый этап был вызван тем, что проблемы, поставленные исследованием логических оснований математики, было невозможно решить средствами аристотелевской Л Почти одновременно идут процессы логизации математики и математизации Л При решении логических проблем активно используются математические методы, создаются логические исчисления Делаются конкретные шаги по реализации идей Лейбница об использовании вычислительных методов в любой науке Дж Буль разрабатывает первую систему алгебры Л Благодаря работам О де Моргана, У Джевонса, Э Шредера, ПС Порецко-го, Пирса, Фреге, Дж Пеано, Рассела создаются основные разделы математической Л, становящейся важнейшей ветвью формальной Л В 20 в, особенно в 20-е и 30-е, в работах Я Лукасевича, Э Поста, К Льюиса, С Яськовского, Д Веб-ба, Л Брауэра, А Гейтинга, АА Маркова, АН Колмогорова, Г Рейхенбаха, СК Клини, П Детуш-Феврие, Г Бирк-гофа и др закладываются основы неклассических разделов формальной Л: многозначных Л, модальной, вероятностной, интуиционистской, конструктивистской и др Л Переход к числу истинностных значений, большему чем два ("истинно", и "ложно"), составляет одну из характерных особенностей неклассических, или, как их часто называют, нехрисипповых Л В 1930-е развитие формальной Л связано с решением многих проблем металогики (греч meta - после, сверх), изучающей принципы построения и общие свойства формальных систем, например, проблемы непротиворечивости, полноты, независимости системы аксиом, разрешимости, возможностей этих систем выражать содержательные теории и др Закладываются основы тназ "машинного мышления" Исследование указанных проблем ознаменовалось выдающимися открытиями, имеющими важное мировоззренческое и методологическое значение и связанными с именами Тарско-го, К Геделя, А Черча Наибольшую известность получила теорема К Геделя о неполноте формализованных систем, в тч арифметики натуральных чисел и аксиоматической теории множеств В соответствии с этой теоремой, в каждой из таких систем имеются предложения, которые в их рамках нельзя ни доказать, ни опровергнуть Тем самым было показано, что ни одна действующая научная теория не может быть втиснута в рамки формализма А Черч доказал теорему, согласно которой, не существует алгоритмов для решения многих классов задач, не говоря уже об алгоритме, позволяющем решать любую задачу (об изобретении такого алгоритма мечтали многие выдающиеся логики и математики) Сегодня развитие формальной логики идет в двух основных направлениях: 1) выработка новых систем неклассической Л (Л императивов, оценок, вопросов, временной, индуктивной Л, теории логического следования и тд), исследование свойств этих систем и отношений между ними, создания их общей теории; 2) расширение сферы применения формальной Л Важнейший конечный результат, полученный в этом направлении, - то, что формальная Л стала не только инструментом точной мысли, но и "мыслью" первого точного инструмента - компьютера, непосредственно в роли партнера включенного человеком в сферу решения стоящих перед ним задач Л (в сумме всех своих разделов) стала неотъемлемой частью человеческой культуры Ее достижения используются в самых разнообразных областях деятельности людей Она широко применяется в психологии и лингвистике, теории управления и педагогике, юриспруденции и этике Ее формальные разделы являются исходной основой кибернетики, вычислительной математики и техники, теории информации Без принципов и законов Л не мыслима современная методология познания и общения Изучению Л всегда придавалось большое значение Уже Парме-нид поучал еще неопытного в философии Сократа: "Твое рвение к рассуждениям, будь уверен, прекрасно и божественно, но, пока ты еще молод, постарайся поупражняться больше в том, что большинство считает пустословием (те оперировании абстрактными понятиями - ВБ) в противном случае истина будет от тебя ускользать" Как видим, уже в древности понимали, что дисциплина, которой позже было присвоено имя Л, играет прежде всего большую методологическую роль - как средство отыскания истины
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: