Лицо - это...
I ЗНАЧЕНИЕ
Основное значение евр слова паним - "поворачивать", "обращать" Это повернутая вовне, обращенная к к-л объекту сторона предмета или человека Греч слово просопон подразумевает также поверхность, внешний образ, вид, облик, выражение, черты Л и тд Евреи говорят о Л земли (Быт 2:6), воды (в Синод пер - "поверхность бездны" - Иов 38:30) Евр слово паним используется и как предлог и в этом случае имеет значение "перед" (Моисей положил жезлы "пред лицем Господа" - Чис 17:7) Встречаются различные сочетания слова паним с префиксами и суффиксами, к-рые, однако, всегда относятся к узнаваемой или познаваемой стороне того, о Л чего идет речь
II В БИБЛЕЙСКОМ КОНТЕКСТЕ
В Библии слово "лицо" обозначает человека как отдельно взятую личность, характеризуемую ее внешними признаками; "смотреть на лица" или проявлять "лицеприятие" значит по-разному относиться к людям, в зависимости от их расы, народности, сословия, общественного положения и тд (Втор 10:17; 2Пар 19:7; Деян 10:34; Рим 2:11; Иак 2:9 и др) В Библии во многих местах и в различной связи говорится о Л человека: о прекрасных Л Ревекки (в Синод пер - "прекрасна видом" - Быт 24:16), Иосифа (Быт 39:6), Авигеи (1Цар 25:3) От страха Л темнеют (Наум 2:10); от тайных речей Л становятся недовольными (Притч 25:23); Иеремия жалуется на свой народ, говоря, что "лица свои сделали они крепче камня" (Иер 5:3) При недостаточном питании Л становится худощавым (Дан 1:10) На Л отражается стыд (Пс 43:16) Отвага придает Л львиное выражение (1Пар 12:8), мудрость просветляет Л (Еккл 8:1), приветливость дарит Л свет(Иов 29:24) Обратить Л на кого-либо означает оказать противодействие (Лев 20:5); пасть на Л свое - преклоняться перед величием к-л и выражать, на вост лад, свою покорность (Лев 9:24) Плевок в Л являлся выражением полнейшего презрения (Чис 12:14; Мф 26:67), ударить по Л означало покрыть позором (Мф 26:67; 2Кор 11:20) В стыде, страхе, смирении и страдании Л закрывали покрывалом (Быт 24:65; Исх 3:6; 2Цар 19:4) Л наиболее полно выражает индивидуальность человека, иногда это слово означает самого человека (2Цар 17:11, в Синод пер - "ты сам пойдешь", букв "лицо твое пойдет")
IIIЛИЦО БОЖИЕ
В ВЗ словосочетание "лицо Божие" служит выражением Божьего присутствия Если Бог скрывает Свое Л, это знаменует близость сурового суда (Ис 54:8; 59:2; 64:7), как и в случае, когда Бог обращает Свое укоряющее и гневное Л против человека или народа (Иер 44:11; 1Пет 3:12; Откр 6:16) Отчасти Л Божие представляет Самого Бога (Исх 33:14, в Синод пер - "Сам Я", букв "лицо Мое"; в Синод пер - "Тебя", букв "лицо Твое"; Пс 30:21) Ангелы всегда видят Л Божие (Мф 18:10) Бог являет Себя человеку в откровении Своего Л (евр паним), сообщая людям всю полноту того, что они в состоянии познать о Боге Когда Моисей вымаливает, чтобы Господь Сам вел Свой народ, Бог обещает, что предводительствовать народ будет Его Л (Исх 33:14) Обращая Свое Л на Свой народ, Бог дарует израильтянам благословение, к-рое Аарон, по Божьему повелению, должен призывать на них (Чис 6:25) Лицо Божие выводит израильтян из Египта (Втор 4:37, МТ: "вывел тебя в лице Своем", в Синод пер - "вывел тебя Сам") Бог так приблизился к Моисею, что говорил с ним Л к Л, как с другом, и так же близко увидел Его Иаков(Быт 32:30; Исх 33:11)
IV ЛИЦО ИИСУСА
В Л Иисуса на земле присутствует слава Божья Господь был так презираем, что от Него отвращали Л Но Иисус не закрывал Своего Л от поругания и оплевывания (Ис 50:6; 53:3; Мф 26:67; Мк 14:65; Лк 22:64) На горе Преображения, Л Его просияло, как солнце(Мф 17:2) Но в Л воскресшего Христа слава Божья сияет уже неприкрыто (2Кор 4:6), таким же явился Господь и Иоанну в его видении (Откр 1:16) Если Моисей вынужден был закрывать от народа покрывалом свое Л, сиявшее отраженной Божьей славой (Исх 34:29-35; 2Кор 3:13), то нынеслава Господня отражается в открытых Л верующих, к-рые преображаются, от славы в славу, в Его образ(2Кор 3:18) - пока не удостоятся увидеть Бога Л к Л (1Кор 13:12; Откр 22:4)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: