Липпс (lipps) Ханс - это...

(1889-1941) - нем. философ. Занятиям Л.философией предшествовало серьезное изучение естественных наук (в 1912 Л. защитил диссертацию "О структурных изменениях растений в измененной среде") и медицины. В 1927-28 выходит в свет первый том труда Л. "Исследования по феноменологии познания", главной темой которого выступает проблема "вещи и ее свойств". Уже в этом сочинении определение "свойств" вещей осуществляется на основе практического обращения с ними. Естественнонаучные иссследования Л., его ученичество у Гуссерля и А.Райнаха, а также его увлечение прагматизмом и экзистенциальной философией предопределяют смещение внимания Л. с феноменологического анализа познания на анализ языка как средства возможно более полного описания многообразия мира. Основным препятствием такому описанию Л. считает традиционную концепцию истинности и заключенное в традиционной логике представление о языке как совокупности нейтральных меток, "этикеток", лишь отражающих определенное мыслительное содержание. Нацеленность логики на поиск "объективного содержания" речи приводит к тому, что вместо действительного человеческого языка ее объектом становится усеченный и препарированный язык: в логике не остается места вопросам, советам, просьбам, примерам, непроизвольным высказываниям, омонимам и т.д. Поиск оснований новой логики Л. ведет в том же направлении, в каком шел Георг Миш, пытавшийся "построить логику на почве философии жизни". Эта логика получает название "герменевтической". Ее разработке посвящен второй том "Исследований по феноменологии познания" - "ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ ЛОГИКЕ" (1938). Герменевтическая логика не довольствуется анализом готовых, ставших форм, но начинает с исследования ситуации, в том виде, как последняя отливается в слове. Выступая против стереотипного понимания слова как выражения некоего "объективного содержания", Л. - как и Хайдеггер, обращается к аристотелевскому понятию " логоса", в котором слово и мысль находятся в неразрывном единстве. Л. не отрицает того, что слово может выступать в качестве знака, заместителя некоторого объекта, но обращает внимание на существование принципиально иного типа знаков. Понимание значения этих знаков предполагает определенное поведение. Исследуя всю совокупность знаков, используемых человеком в жизненно-практическом обиходе, Л. выявляет две различные установки бытия человека в мире: "деловое"(при котором человек, не соприкасаясь с вещами непосредственно, оперирует абстрактными понятиями, изучая последние сквозь призму той или иной науки) и "изначальное" (при котором человек находится один на один с вещами). Поскольку в последнем отношении человек выступает в качестве вопрошающего, герменевтическая логика соотносит любую речевую форму с тем "вопросом" , ответом на который она является. Оказываясь ответом на вопрошание, слово перестает быть нейтральным выражением внутреннего движения мысли или внешнего положения вещей. Слово есть "прорыв" в существовании человека. Однако, будучи ситуативным, слово есть лишь один из первых таких прорывов: оно проясняет ситуацию, "подводит меня к вещи", но "не дает ее мне". Анализируя эту особенность слова, Л. находит для языковой реальности инвариантфеномена, используемого Дильтеем для анализа душевной жизни - ее "контекстуальность", "связность", "взаимосвязь", а Гуссерлем - для анализа предметностей сознания ("горизонт"). Оригинальный сплав феноменологических и экзистенциально-герменевтических идей сделало мысль Л. особенно привлекательной в контексте философской герменевтики. Werke. Fr./M., 1976-78. O.-F. Bollnow. Studien zur Hermeneutik. Bd.2. Freiburg, Munchen, 1983.


Поделиться:

Реклама