Лиотар - это...

ЛИОТАР (Lyotard) Жан-Франсуа (р 1924) - французский философ, создатель концепции "нарратологии", обосновывающей ситуацию постмодернизма в философии На его творчество заметно повлияло неокантианство, философия жизни, экзистенциализм, аналитическая традиция и "философия власти" ФукоВремя написания основных его работ ("Экономика похоти", 1974; "Спор", 1983; "Склеп интеллигенции", 1984 и др) приходится на 70-80-е, наиболее известной является "Состояние постмодерна" (1979) Именно в этой работе Л выявляет доминирующую роль в европейской культуре тенденций формализации знания Основной формой "употребления" знания являются "нарративы" - повествовательные структуры, характеризующие определенный тип дискурса в различные исторические периоды Л выделяет "легитимирующие" макронарративы, цель которых - обосновать господство существующего политического строя, законов, моральных норм, присущего им образа мышления и структуры социальных институтов Наряду с макронарра-циями существуют также и "языческие" микронарративы, которые обеспечивают целостность обыденной жизни в ее повседневном опыте на уровне отдельных первичных коллективов (напр, семьи), и не претендуют на позиции власти Сам дискурс, по Л, является метанаррацией и создает "социальную мифологию", которая поддерживает функционирование всех механизмов управления Специфика же нашего времени как "после современного" ("постмодерна") заключается, согласно Л, в утрате макронарративами своей легитимирующей силы после катастрофических событий 20 в (например, Освенцим) Постоянная смена идеологий подтверждает, что вера в господство разума, правовую свободу и социальный прогресс подорвана Кризис ценностей и идеалов Просвещения, синтезированных в спекулятивной философии Гегеля, означает отход от тотальности всеобщего и возврат к самоценности индивидуального опыта на микроуровне "Проект современности", таким образом, ориентирован на автономию морального закона и с необходимостью обращается к метафизике Канта Право на индивидуальный выбор в своей реализации приводит к практике сосуществования множества различных языков, гетерогенных "языковых игр", полное тождество которых невозможно ввиду различия их целей ("денотативные", означивающие игры) и стратегий ("прескриптивные", действующие языковые игры) Задачей социальной политики становится не насильственная унификация множественности в единое "коллективное тело" социума и даже не поиск универсального языка для возможности диалога между ними, но сохранение именно этой разнородности, поддержка практики различных "языковых игр" В работах 80-х Л приступает к конкретному рассмотрению терминологии языка власти, отталкиваясь от структуралистской модели соотношения "синхронии" и "диахронии" С точки зрения практического использования языка в качестве инструмента власти, существуют различные методы обработки языкового материала: начиная с минимальных нарративных единиц - слов, из которых строятся предложения, и заканчивая специальными типами дискурса, подчиненными конкретной цели Так появляются "режимы" предложений и "жанры" дискурса как методологические процедуры и "правила пользования" языком, посредством которых власть манипулирует им, присваивая себе его содержание различными способами словоупотребления Несмотря на зависимость таких правил от контекста истории, "проигравшим" всегда неизбежно оказывается референт, потребитель, подчиненный В сфере коммуникации власть реализуется как технология удержания выгодного для нее "баланса сил": производимый посредством риторики дискурс власти захватывает позицию "центра" в коммуникативной среде и стремится подчинить себе все остальные дискурсивные практики, не допуская их смешения в распределении полномочий и ускользания из-под контроля в сферу "языковых игр" Современная ситуация представлена Л как онтологическая экстраполяция "языковой игры", в которой преобладание "проскрипции" приводит к подавляющему доминированию экономического дискурса Оппозиция по отношению к этой ситуации выражает радикализм Л в его стремлении довести "разоблачение" практики центрирования власти до утопического предела ее полного исчерпания В результате, наделяя только один дискурс всеми властными полномочиями и придавая ему статус господствующего, Л тем самым продолжает традиционную линию метафизики


Поделиться:

Реклама