Либерализм - это...

ЛИБЕРАЛИЗМ (лат liberalis - свободный) - социально-политическое учение и общественное движение, основной идеей которого является самодостаточная ценность свободы индивида в экономической, политической и др сферах жизни общества Впервые либералами назвали группу людей, готовивших текст конституции в Испании (1812) В Европе понятие Л связано с классическими теориями английских политэкономов, в которых развивалась мысль о невмешательстве государства в экономику Л выступал за развитие личной инициативы индивидов, свободу торговли, свободное ценообразование и оплату труда, которые образуются в процессе конкуренции между товаропроизводителями на рынке Традиционно первые либеральные идеи относят к эпохе античности, в частности, к учению Сократа об истине и его взглядам на справедливое государство Позднее римскими стоиками развивалась идея об универсальной природе человека, а их этическое учение о внутренней духовной свободе личности и естественном праве вновь привлекло внимание многих философов и политических мыслителей 17-18 вв В 17 в критические философские взгляды Декарта, Милто-на и Спинозы на государство, на человека как существо социальное и рациональное, на религию, на право и тд предопределили характер развития либеральных идей в Европе Немаловажную роль сыграло и протестантско-реформатор-ское движение, выступившее с требованием свободы вероисповедания Религиозное мировоззрение стало ослабевать в последовавший век расцвета знаний и научно-технических открытий, которые были положены в основу развития капиталистического производства Буржуазные революции в Англии и Франции 17-18 вв привели к разрушению феодальных отношений, падению абсолютизма и ограничению привилегий аристократии, а также к появлению нового торгово-промышленного класса - буржуазии С возникновением этого класса начинается период развития капитализма, которому и в идеологии, и в экономике, и в политике соответствует определенная система ценностей, воплотившаяся в Л Последний увидел в государстве потенциальную угрозу свободе индивида в обществе Идеи античных мыслителей и их последователей о естественных правах индивида, о правовом государстве - конституционном правлении, основанном на разделении исполнительной, законодательной и судебной власти, неотъемлемых правах человека на свободу слова, вероисповедания, объединения в политические организации составили политическое кредо Л Главным принципом Л является не абсолютная свобода вообще (ни одна форма правления не допускает абсолютной свободы, - писал Локк), а максимальная свобода мыслить, исповедовать любую религию, высказывать и обсуждать личные взгляды, организовываться в партии, заниматься предпринимательской деятельностью, продавать товары (в том числе собственный труд) и получать вознаграждение, выбирать себе правителей, а также новую форму государственного устройства, если наличная противоречит свободному развитию общества Согласно взглядам Локка и Руссо, человек обладает естественным правом на максимальную свободу, и государство обязано ее защищать, в равной мере как люди вправе защищать свою свободу от государства Последовательными сторонниками подобных взглядов являлись Юм, Кант, Т Джефферсон, Б Франклин, Монтескье, Кондорсе и др Идеи естественного права нашли свое отражение в американской Декларации независимости (1776), во французской Декларации прав человека и гражданина (1789), а также во Всеобщей декларации прав человека Исторически идея свободы связана с отношениями людей к собственности, которая определяет их социальное положение и размеры получаемых ими социальных благ Моральная дилемма отношения индивидов к социальным благам, которую пытались решить философы и просветители, была впервые осмыслена в контексте современного ему общества А Смитом Он считал, что система, основанная на естественной свободе индивида, свободе рынка и конкуренции ведет к благосостоянию народа В свободной конкуренции корыстолюбивых индивидов он видит источник экономического роста, социального порядка и общественного блага Индивидуализм ведет не к хаосу, а к порядку и процветанию В труде "Богатство народов" Смит высказывает мысль о том, что рынок регулируется самостоятельно в процессе конкуренции частных товаропроизводителей, и через него лежит путь к экономическому росту и изобилию Д Рикардо (1772-1823) увидел в накоплении капитала пружину экономического роста Экономическая политика должна быть направлена на то, чтобы облегчить и способствовать такому накоплению Он был убежден, что экономическая свобода содействует получению максимальных прибылей, которые могут стать основным источником инвестируемого капитала Предпринимательство ведет к максимальному экономическому росту, ибо прибыль составляет основу накоплений, которые необходимы государству для раз вития В "Трактате по политической экономии" (1803) ЖБ Сэйем был сформулирован закон рынка, согласно которому в экономике не может быть дефицита и избытка товаров Если в одной отрасли экономики возникает перепроизводство, а в других недопроизводство, то падение цен в одних отраслях и увеличение в других заставляет предпринимателей искать способы к исправлению положения Люди производят товары для обмена Таким образом само производство порождает спрос и не может не удовлетворять его Вентам, Милль и др были сторонниками создания социальной системы, основанной на демократических принципах правления большинства По мнению Бентама и его последователей, такая социальная система способна максимально увеличить всеобщее благосостояние и распределить его по возможности справедливее Утилитаристская философия Бентама значительно отличается от классических либеральных взглядов 18 в, провозглашавших свободу индивида как конечную цель общественной политики Он увидел возможности потенциального конфликта в идее, что только деятельность индивида может способствовать благосостоянию Возможно, например, что действия преследующего личные цели человека может повредить другому и таким образом ограничить его свободу К тому же, человеческое общество организовано созданными самими же людьми социальными институтами Сознательная деятельность людей может спо собствовать и появлению социальных форм, которые позволят им жить справедливее Таким образом, классический Л через утилитаризм Бентама допускает вмешательство государства в общественную жизнь ради социального блага Экономический Л выступает за свободу предпринимательской деятельности, право частной собственности, право на наследство, свободную конкуренцию и невмешательство государства в экономическую деятельность индивидов Главную задачу государства он видит в том, чтобы оно не препятствовало развитию инициативы и предприимчивости субъектов экономической деятельности, а помогало им Государство не должно посягать на экономическую свободу, а поддерживать тех, кто взял на себя ответственность и риск за собственное дело Угрозы, ограничения и жесткие законы еще никогда не способствовали эффективному развитию экономики, а приводили к противоположному результату Если ограничена свобода индивидов в праве выбора рода деятельности, в праве создавать промышленные или коммерческие предприятия, едва ли можно говорить о либеральной экономике вообще Л стремится максимально ограничить вмешательство государства в экономику и видит основными субъектами экономической жизни частные лица Политический Л признает за гражданами право на участие в государственной жизни, которое реализуется в процессе выборов главы государства, представителей центральных и местных органов государственной власти, а так же право объединяться в общественные, политические, профессиональные и др организации, партии Гражданам гарантированы свобода совести, слова, печати, право выбора места жительства Хотя политический Л и связан с идеей демократического государства, либеральная экономика совместима и с авторитарными формами политической власти Неоклассическая либеральная экономическая теория, появившаяся в конце 19 в, нашла свое логическое обоснование в концепции чистой капиталистической экономики Л Вальраса (1834-1910) Вальрас стремится выйти за пределы специфических социальных и политических реальностей и рассматривать исключительно проблемы производства и распределения ресурсов Однако теоретически концепция Вальраса не смогла объяснить неустойчивое развитие капитализма в период между двумя мировыми войнами Крупнейший английский экономист и политический деятель ДжМ Кейнс (1883-1946) восполнил этот пробел и предложил новую экономическую теорию, направленную на сохранение и оживление рыночной экономики в Европе Согласно Кейнсу, капитализм нестабилен, ему имманентно присуща тенденция к стагнации, сопровождающаяся хронической безработицей Поэтому государственное вмешательство в сферу экономики необходимо, чтобы капиталистическая экономика функционировала эффективно Кейнс является сторонником активной роли государства в сфере финансов, полагая что внимание государства к расходам правительства, налоговой системе, внешнему долгу, а также к поддержанию равного соотношения между накоплениями и расходами может содействовать стабилизации цен и экономики В послевоенное время в экономических теориях утверждается взгляд, согласно которому государство путем создания расходной части бюджета и налогообложения может добиться устойчивости экономики и преодолеть тенденцию к стагнации и безработице Последователи Кейнса также признают необходимость государственного регулирования капиталистической экономики Современные неолиберальные экономические концепции (Фридман, Хайек, А Лепаж) исходят из того, что не капитализм исчерпал свои возможности, а вмешательство государства в течение последних десятилетий препятствовало нормальному функционированию капитализма По их мнению, подлинного капитализма еще нет, он появится лишь тогда, когда функционирование экономики станет в достаточной степени либеральным Капиталистическая экономика, в основе которой лежит конкуренция, саморегулируется под действием закона спроса и предложения Таким образом, вмешательство государства в экономику должно ограничиваться уважением законов функционирования капитализма Л является осознанной альтернативой авторитарно-марксистским взглядам на государство и его роль в экономической и политической жизни общества


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- бурж. движение и идеология; возник в период борьбы против феодализма. В Л. на первый план выдвигается индивид как субъект и высш. инстанция всякой деятельности, гос-во должно быть подчинено интересам индивида. За этим требованием крылась борьба буржуазии против феод- политич....
Философский словарь
(от лат. liberalis — свободный) — идейное течение, в основе которого лежит убеждение в необходимости постепенного реформирования общества с целью более полной реализации индивидуальных ценностей, и в первую очередь индивидуальной свободы. Л. является не конкретной социальной...
Философский словарь
(от лат. liberalis - свободный) - в политической философии защита индивидуальных свобод и самореализации, стремление свести на нет роль традиций, авторитетов. вероучений и идеологических доктрин, свободомыслие, содействие инновациям и творческим инициативам, отрицание неизменных...
Философский словарь
(от лат. "свобода") - в общем смысле слова - совокупность интеллектуальных и культурно-нравственных установок, ориентированных на признание личности, ее свободы и самореализации высшей ценностью культуры и общества. В таком качестве Л. является не только элементом политической и...
Философский словарь
(от лат.-свободный): совокупность философских, политических и правовых идей, направленных на защиту личности, ее прав и свобод от диктата государственной власти. Свою практическую задачу либерализм видит в том, чтобы с помощью законных средств оберегать пространство...

Поделиться:

Реклама