Леза - это...

Реза, в мифологии бантуязычных народов тропической Африки, живущих в Замбии и на Ю.-В. Заира (ила, тонга, биса, вемба, луба, субийя, каонде и др.), громовник, божество дождя. Согласно мифам, Л. живёт на небе, его проявления - дождь, молнии, гром. В мифах ила молнии - блеск глаз Л., когда он сердится (по другой версии, молнии исходят из его рта), гром - его голос, звёзды - глаза; когда Л. спускается на землю, происходит буря. Посредниками между Л. и людьми выступают духи предков. По-видимому, под влиянием культа предков, у некоторых народов первоначальный образ Л.-громовника приобрел качества, типичные для культурных героев-предков. По представлениям биса и вемба, души умерших переходят в мир духов к Л. В мифах каонде Л.- и громовник, и демиург, и культурный герой. Он создал первых людей - Мулонга и Мвинамбузи, которые сначала были бесполыми и только благодаря Л. превратились в мужчину и женщину. Для этой пары Л. передал медовой птице три калебасы (сосуды из тыквы): в двух были семена полезных растений, а в третьей - смерть, болезни, хищные звери. Он запретил открывать калебасы до своего прихода, но медовая птица нарушила запрет, что привело к появлению в мире смерти, болезней и хищных зверей. Наказав виновницу бед, Л. научил людей строить жилища для защиты от зверей, выделывать шкуры, добывать огонь трением, выплавлять железо из руды и изготовлять топоры, мотыги, копья и т. п.; ввёл обычай брачного выкупа за жён.
Лит.: Вaumann Н„ Schöpfung und Urzeit des Menschen im Mythus der afrikanischen Volker, В., 1936; Lechaptois, Aux rives du Tanganyika, P., 1913; Me Hand F. Н., In witch-bound Africa. An account of the primitive kaonde tribe and their beliefs, L., 1923; Smith E. W.. Dale A. M., The Ila-speaking peoples of Northern Rhodesia, v. 2, L., 1920; Torrend J., Specimens of Bantu folklore from Northern Rhodesia, L., 1921.
E. С. Котляр.


Поделиться:

Реклама