Левиты - это...
Левиты (Исх. IV, 14). Под сим наименованием, говоря вообще, разумеются все потомки Левия; но по отделении одного семейства колена Левина, для отправления священнических обязанностей, члены оного начали отличаться названием и обязанностями от других своих собратий. Посему-то мы и встречаем следующее выражение: священники и левиты (III Цар. VIII, 4, Иоан. I, 19). В особенной связи с означенным племенем вся политическая деятельность евреев приняла ту отличительную форму, в которой она проявилась с большей или меньшей точностью в продолжение всего длинного периода их национальной истории. Обстоятельства, при которых совершилось учреждение священников и левитов, подробно описаны в кн. Исход (XXXII, 25-29). Когда Моисей сошел со скрижалями с горы Синай и увидел идолопоклонство евреев, совершаемое ими перед золотым тельцом, он встал в воротах стана, и сказал: Кто Господень, иди ко мне. На это призвание немедленно откликнулось колено Левия, колено из которого происходил он сам: и собрались к нему все сыны Левиины (Исх. XXXII, 26), говорит свящ. бытописатель. Он приказал им начать немедленное поражение всех участвовавших в идолослужении перед золотым тельцом, и пало в тот день из народа около трех тысяч человек (ст. 28). При этом, конечно, не было сделано никакого намека на высокую награду, ожидавшую их за религиозную ревность; но вскоре затем, когда оказалось необходимым ввести определенное служение в Скинии и религиозное воспитание народа, колено Левиино нарочито было избрано на сие высокое дело. В кн. Числ подробно изображены все постановления как касательно их исчисления, так и относительно обязанностей, лежащих на них (гл. III). Все колено Левиино было отдано в распоряжение Аарона и его сыновей. Господь так сказал при сем Моисею: в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Мои. И вот Я взял левитов из сынов Израильских, вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых.Левиты должны быть Мои (Чис. III, 5-13). По особенному указанию Божию, они приведены были перед Скинию, при собрании всего народа, были омыты водою, очищены жертвами и по возложении на них рук со стороны прочих израильтян, переданы Аарону и Аароном представлены и посвящены Господу. Одно только семейство Аарона из колена Левиина было отделено для отправления священнических обязанностей; прочим же потомкам Левия, с трояким разделением их на гирсонян, мераритян, каафян, названных так по имени трех сыновей Левия, были назначены особенные должности и отведено отдельное место в стане (ст. 23-37). Главными обязанностями левитов были следующие: помогать священникам в служении первоначально в Скинии, а потом в храме; когда израильтяне переходили с места на место, они должны были разбирать Скинию, переносить различные части оной и снова устанавливать ее, носить свящ. сосуды, музыкальные инструменты и проч. Каафяне имели наблюдение за Ковчегом завета и свящ. сосудами (ст. 29-31); герсоняне и мераритяне разделяли между собою прочие обязанности по особому назначению. Стан в пустыне располагался с трех сторон Скинии. Но когда евреи оседло поселились в земле Ханаанской и Скиния была установлена в определенном месте, колену Левиину отвели для их жительства 48 городов, в числе которых 13 были назначены для священников. Города левитам назначались и в уделах прочих колен, с целью распространения их по всей стране, для удобнейшего расширения религиозного знания и влияния их между всем народом (Чис. XXXV, 1-8, Нав. XXI 20-42). Служение в Скинии производилось левитами поочередно. Городами убежища назначены пять из левитских и один из священнич. городов. На содержание левитам, освобожденным от исполнения других каких обязанностей, были назначены десятины со всех произведений, из которых впрочем они в свою очередь отдавали десятую часть священникам (Чис. XVIII, 20-29). По водворении евреев в земле Ханаанской и во времена Судей, мы находим только случайные указания на левитов, именно до самого времени учреждения у евреев монархического образа правления.Но вот при торжественном восстановлении общественного богослужения, при Давиде, левиты снова являются с своим исключительно выдающимся церковным характером (I Пар. XV, 2, 27). К концу царствования Давида численность левитов простиралась до 38,000 человек, от тридцати лет и выше (I Пар. ХХIII, 3), и из них назначены для дела в Доме Господнем двадцать четыре тысячи, как свидетельствует о том свящ. историк I кн. Паралип. (ХХIII, 4). Все они были разделены Давидом на особые чреды по именам сынов Левия: Гирсона, Каафа и Мерари, по тысяче в каждой чреде. Другая часть левитов была отделена, по словам священного историка, на то чтобы провещевать на цитрах, псалтирях и кимвалах, и они были отчислены на дело своего служения, в количестве 288 человек (XXV, 7). Остальная часть левитов имела своей обязанностью отворять и затворять двери храма (XXVI, 1-19), охранять храм от входа в оный людей почему-либо нечистых (II Пар. ХХIII, 19). Шесть тысяч из них были назначены писцами и судьями (I Пар. ХХIII, 4). Остальные имели своей обязанностью смотреть за свящ. сокровищами (I Пар. XXVI, 20-28). Таким образом все колено Левиино тем или другим путем вообще было занято делами или прямо относящимися к храму и богослужению или определено к важнейшим делам гражданской администрации (I Пар. XXVI, 32, II Пар. XIX, 11). По разделении царства Израильского при Ровоаме, левиты, жившие в пределах отпадших от него колен, оставили свои города и предградия и переселились в землю колен Иудина и Вениаминова. С сего времени мы опять встречаем в свящ. книгах Ветхого Завета только случайные указания на левитов. Когда вступал на престол какой-либо иудейский благочестивый царь, ревновавший об истинном богопочитании в своем царстве, то левиты всегда оказывались деятельными сотрудниками и помощниками его в этом святом деле (II Пар. XIX, 8-10, XXIX, 12, 13). Число возвратившихся левитов с Заровавелем из Вавилонского плена простиралось до 340 или 360 чел. (I Ездр. II, 40-42). Некоторые из них находились в плену, поженились на иноплеменницах, впрочем, по убеждению Ездры, расторгли свой незаконный брак (I Ездр. X, 23, 24). Со времени возвращения из плена левиты почти совсем не упоминаются в свящ. истории, за исключением разве трех или четырех раз в Новом Завете (Лук. X, 32, Иоан. I, 19, Деян. IV, 36). Варнава, один из наиболее выдающихся лиц во времена апостольские, был левит. Верность левитов своему призванию особенно восхваляется у пр. Малахии (II, 5-7). В кн. Откр. (VII, 7) запечатленных от кол. Левиина значится двенадцать тысяч.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: