Левин - это...

ЛЕВИН AC (Levinas) Эммануэль (р 1906) - французский философ-диалогист В 1916-1920 жил в Харькове, в 1920-1923 - во вновь образованном литовском государстве, откуда эмигрировал во Францию В 1923 организовал в Страсбурге философскую студию, затем продолжил начатую работу во Фрейбурге С 1961 - профессор нескольких учебных заведений Франции Работал в Сорбонне Ученик Гуссерля, испытал также влияние Хайдеггера, Розенцвейга Первая работа Л "Теория интуиции в феноменологии Гуссерля" была опубликована в 1930 Это была первая серьезная разработка на французском языке, посвященная феноменологии Гуссерля Как последователь взглядов Гуссерля и Хайдеггера Л издает в 1947 еще две работы в апологетическом духе - "Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером" и "От существования к существующему" В 1948 выходит "Время и Другое" - изложение четырех лекций, прочитанных Л в философском колледже Ж Вайля Данная работа знаменует начало второго периода творчества Л: выработку собственной, весьма оригинальной концепции феноменологии диалога Она возникает, с одной стороны, как оппозиция некоторым положениям философии Хайдеггера, как, впрочем, и других экзистенциалистов, с другой - под влиянием характерного стиля философствования Гуссерля и диа-логики Розенцвейга Отказавшись от гуссерлевской посылки о трансцендентальности сознания, Л заменяет ее положением о трансцендентальности диалога, понимая трансценден-тальность как абсолютность, которая сама из себя производит собственные смыслы В результате подобной деконструкции предметом философской рефлексии становится не трансцендентальное Я, а общение личности с иной субъективностью Таким образом, Л стремился отыскать новый предел трансцендирующей активности личности (преодоления эгоцентризма) Трансцендентализм левинасовской теории диалога сводился к поиску эйдотической формы последнего, не тождественной обычной коммуникации Эйдетическая форма диалога представляет собой ситуацию, предшествующую не только субъекту, но и самому диалогу в онтологическом смысле Обозначенная ситуация локализует в себе трансценден-цию как уровень бытия, в котором субъект не принимает участия, но где имплицитно содержится его основа Данную проблему Л исследует через призму такого ментального состояния Я, как признание приоритета другого человека и возникновения чувства ответственности за него Широкую известность Л обрел после выхода в свет книги "Тотальность и Бесконечность Эссе на тему экстериорности" (1961) Немалый резонанс в философских и религиозных кругах вызвала дискуссия о сущности диалога, развернувшаяся в первой половине 60-х между Л и Бубером Началась она после опубликования Л статьи "Мартин Бубер и теория познания" (1963), завершавшейся определенными критическими замечаниями в адрес Бубера Это вызвало соответствующую реакцию со стороны последнего в виде комментария, помещаемого в той же самой книге В ответ на комментарий Л 11 марта 1963 направляет Буберу письмо, в котором разъясняет свою точку зрения Годом позже дискуссия между ними обрела новую форму Американский философ МФ Фридман предложил высказаться относительно концепций Бубера и Л другим мыслителям, результатом чего явился сборник "Философские вопросы" (1964) В последующие годы Л были опубликованы "Иначе чем быть, или вне всякой сущности" (1974), "Этика и Бесконечность Диалоги с Ф Немо" (1982), "Иначе чем знать" (1988) и некоторые др Осмысление Л проблем гносеологического и культурологического порядков происходит в заданном философом исследовательском дискурсе с диалогической ориентацией


Поделиться:

Реклама