Леви-стросс - это...
ЛЕВИ-СТРОСС (Levi-Strauss) Клод (р 1908) - французский этнолог и социолог, положивший начало структуралистским исследованиям в области культурологии Профессор университета в Сан-Паулу (1935-1938), зам директора Антропологического музея в Париже (1949-1950), профессор Коллеж де Франс (с 1959) Член Французской академии (1973) Основные сочинения: "Структурная антропология" (1958), "Мифологии Тт 1-4" (1964-1971), "Структурная антропология - 2" (1973), "Структура мифов" (1970), "Колдун и его магия" (1974) и др Неудовлетворенный субъективизмом господствовавшей в середине 20 века во Франции экзистенциальной философии, Л-С обращается к этнографии и антропологии Его интерес к изучению объективированных форм и внесознательных детерминант человеческой психики предопределили теоретические установки, с одной стороны, Маркса и Фрейда, с другой - Дюркгейма, американской (Боас, Кребер) и английской (Малиновский, Рэдк-лифф-Браун) школ антропологии Непосредственный методологический импульс новаторские изыскания Л-С получили из структурной лингвистики (Якобсон и др) - прежде всего в виде фонологического метода Значение последнего Л-С видел в: 1) переходе от изучения сознательных явлений к исследованию бессознательного их базиса; 2) отказе рассматривать члены отношения в качестве автономных независимых сущностей и преимущественном анализе отношений между ними; 3) введении понятия системы; 4) выявлении - впервые - социальной наукой "необходимых" отношений Преодолевая узкоэмпирический подход, Л-С делает два базисных допущения: о существовании "другого плана" действительности, лежащего в основании наблюдаемой в опыте реальности, и типологического сходства феноменов культуры и явлений языка Специфика складывающейся на этой основе концепции универсальной структуры заключается в понимании бессознательного как формальной матрицы (по типу двоичного кода), элиминирующем содержательные моменты его классической психоаналитической версии, а также в предположении всеобщности такой пустотной формы для организации различных уровней социальной жизни Общество, в соответствии с этим, рассматривается с позиций семиотики и теории информации, как полиморфная система коммуникаций (противоположных полов, имуществ, лингвистических знаков), имеющих инвариантом фундаментальное означаемое в форме бинарных оппозиций Задачей структурного анализа, таким образом, является считка разнообразных символических культурных форм (искусство, религия и тд) как кодов этого архетипического языка Проблематика кодирования столкнулась с новым подходом Л-С к оценке первобытного мышления В отличие от "теории прелогизма" Леви-Брюля, выделявшего коллективные формы мышления архаических народов в качестве "дологического мышления", Л-С полагает, что "человек всегда мыслил одинаково хорошо" В результате применения особых процедур поиска и моделирования единиц мифа ("мифем") Л-С делается вывод о присутствии в нем позитивной логики в форме структуры мифов, функционирующей в режиме медиации (опосредования) основных жизненных противоречий Разрыв между мыслью о предметах и самими предметами, по Л-С, заполняется магическим мышлением, что обеспечивает слитность чувственного и рационального в опыте первобытного коллектива Поэтому сам факт звучания слова воспринимается "в качестве немедленно предлагаемой ценности", благодаря чему сама речь на равных правах включается в обменные процессы первобытного коллектива, организма, выступая специфической естественной идеологией Современные же рациональные идеологии выполняют функции поставщиков чувства безопасности и гармонии для социальных групп гораздо менее эффективно В итоге у Л-С складывается идеал своеобразного первобытного "сверхрационализма" Несмотря на исключительное воздействие на интеллектуальную ситуацию во Франции и за ее пределами, а также большой вклад во многие конкретно-научные области знания работы Л-С получали очень неоднозначную оценку Подвергались обширной и аргументированной критике его попытки возвести выявляемые структуры человеческого интеллекта в ранг универсального объяснительного принципа, компьютерная утопия исчисления социальных закономерностей, ограниченность исследований закрытыми и внеисторичными системами устойчивого значения
Поделиться: