Леви-брюль (levy-bruhl) Люсьен - это...

(1857-1939)- франц. этнолог и философ. С 1904 - проф. Сорбонны. Главный предмет его исследований - различия в типах мышления (ментальности), свойственных первобытному ("примитивному") человеку и представителю рациональной европейской культуры. Выступил против концепций эволюционистской антропологической школы (Э. Тэйлор, Дж. Фрэзер и др.), согласно которым достижения первобытной культуры зиждились на мыслительных усилиях "дикаря-философа", стремящегося объяснить мир. В соответствии с положениями близкой ему франц. социологической школы Дюркгейма Л.-Б. утверждал, что первобытное сознание ориентировано по преимуществу на передаваемые от поколения к поколению "коллективные представления", что для него характерно нерефлексивное следованиетрадиции. Такого рода представлениям свойственна нечувствительность к очевидным для современного мышления противоречиям. Так, представлениям о тотемическом родстве человека и определенного животного (или другого природного объекта) соответствовало в первобытном сознании прямое отождествление человека и этого животного. В любом объекте для первобытного человека помимо обычного смысла, который формируется в индивидуальном опыте или в процессе рациональной (хозяйственной и т.п.) деятельности, был скрыт также мистический смысл, который ощущался первобытным сознанием как главный. Отсюда отмечаемая Л.-Б. несущественность для "коллективных представлений" рационального опыта, свидетельства которого не могли поставить под сомнениеэффективность магических ритуалов. "Мистическая" ориентация первобытного мышления делала его "пралогическим": причинно-следственные связи, устанавливаемые рациональным мышлением, вытеснялись "партиципацией" - сопричастием между всевозможными явлениями, вещами и людьми. Успех в практической деятельности зависел от соблюдения ритуалов (табу и т.п.) или от вмешательства сверхъестественных сил (колдовства). Такой подход открывал возможности для изучения своеобразной логики первобытного мышления. В развитие этих идей Л.-Б. выделял в первобытном мышлении "аффективную категорию сверхъестественного": психическая деятельность первобытного человека, особенно в сфере отношений со сверхъестественным, в большей мере была подвержена эмоциям, чем рассудку. Описывая существенные отличия первобытного и современного мышления, Л.-Б. не доводил их до полной противоположности и непроницаемости друг для друга. В заметках, опубликованных посмертно (1949), он даже намеревался отказаться от термина "пралогическое мышление". Его концепция оказала значительное влияние на изучение исторической специфики мышления в разные эпохи, в частности на аналитическую психологию Юнга, на работы историков школы "Анналов", на психологическую концепцию Л.С. Выготского, на теорию мифа О.М. Фрейденберг и др. Критика его концепции, прежде всего Леви-Стросом, исходит из того, что архаическое мышление в своих принципиальных чертах не уступает нашему и способно к логическому анализу. Первобытное мышление. М., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937; Les functions mentales dans les societes inferieures. P., 1910.


Определения, значения слова в других словарях:

Психологическая энциклопедия
(10.04.1857, Париж - 13.03.1939, Париж) - французский философ и психолог, представитель французской социологической школы. Биография. В 1879 г. получил образование в Эколь Нормаль. С 1885 г. преподавал в лицее Людовика Великого, с 1889 г. - в Парижском университете. С...

Поделиться:

Реклама