Леви-брюль - это...

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен (1857-1939) - французский философ, антрополог и социолог Профессор Сорбонны (с 1904) Был близок к школе Э Дюркгейма Один из создателей Института этнологии в Парижском университете (1926) Наибольшую известность Л-Б принесли исследования в области психологии мышления "примитивных народов" Л-Б опирался на разработанное в рамках школы Дюркгейма понятие о "коллективных представлениях" По Л-Б, они конституируют особый субъект, отличный от индивидуального сознания "Коллективные представления" имеют свои собственные законы развития С его точки зрения в различных социокультурных системах существую специфические формы "коллективных представлений" Л-Б подверг резкой критике положения Тайлора и Д Фрезера об одинаковости мышления людей на всех стадиях исторического развития человечества Их главной ошибкой, с его точки зрения, было отождествление индивидуального и коллективного уровней мышления Ссылаясь на многочисленные факты Л-Б утверждал, что "коллективные представления" примитивных народов существенно отличаются от мышления современных народов Эти отличия выражаются в тесном преплетении мышления с эмоциями, мистицизме, отсутствии стремления к объяснению мира Для первобытного мышления характерны не логические законы современности, а законы пратипа-ции (сопричастности), согласно которым субъект может быть одновременно самим собой и еще каким-либо существом, в другом пространстве и времени Такой тип мышления Л-Б предлагал называть "дологическим", обращая внимание при этом на то, что оно не является нелогическим или антилогическим, а просто подчиняется своим собственным законам Одновременно он подчеркивал, что "дологический" тип мышления характерен исключительно для коллективного уровня, а индивидуальное мышление представителей примитивных народов тождественно современному европейскому Кроме этого Л-Б считал, что "дологические" коллективные представления продолжают существовать и в современном обществе в форме религии, моральных понятий и обычаев там, где существует потребность в живом общении с окружающим миром, которое не может заменить современная наука Концепция Л-Б была подвергнута критике со стороны ряда известных антропологов, в том числе У Риверса, Малиновского, Боаса за чрезмерный схематизм и определенную тенденциозность при характеристике форм мышления неевропейских народов Основные сочинения: "Мораль и наука о нравах" (1903), "Первобытное мышление" (русск изд, 1930); "Ментальные функции в неразвитых обществах" (1910); "Сверхъестественное в первобытном мышлении" (1931); "Первобытная мифология" (1935) и др


Поделиться:

Реклама