Летосчисление - это...
I
В Библии отсутствует непрерывное летосчисление У ИЗРАИЛЬТЯН, к-рые вели отсчет времени по лунным годам, как и у других народов древности, не было единого, общепризнанного Л, каким пользуемся мы, начиная свое Л от Рождества Христова Поэтому библ датировка ветхозаветных событий с трудом позволяет соотнести их с нашим отсчетом времени Напр, в Быт 11:10 мы обнаруживаем датировку с отсчетом времени от потопа; в Быт 16:3 событие соотнесено с прибытием Авраама в Ханаан Значит чаще встречается отсчет времени от момента исхода Израиля из Египта: Исх 16:1; 19:1; Чис 1:1; 9:1; 33:38; 3Цар 6:1 Позднее события датируются годами правления израил и иуд царей, напр 3Цар 15:1,9,25,28,33; 2Пар 13:1; 25:25 Далее в Библии ведется отсчет времени от пленения царя Иехонии: 4Цар 25:27; Иер 52:31; Иез 1:2; 8:1; 33:21; 40:1 и след, а затем - от разрушения Иерусалима Навухо-доносором: Иер 1:3; Иез 40:1
II
У ЕГИПТЯН, в отличие от израильтян, вавилонян и других народов Ближнего Востока, существовал отсчет времени по солнечному календарю, где год составлял 365 1/4, а не 354 1/2, дня, как в лунном Начало этого года первонач приходилось на середину июля, когда восходил Сириус, или Сотис, утренняя звезда Поскольку продолжит-сть солнечного года составляет 365 1/4 дня, то через каждые четыре года Сириус становился виден на день позже, то, через 100 лет его "опоздание" составляло уже 25 дней Только по прошествии 1460 (4 х 365) лет восход Сириуса вновь приходился на прежнюю дату Этот период в 1460 солнечных лет назывался периодом Сотиса Известно, что один из периодов Сотиса начался между 1317-1314 гг до РХ Вследствие этого нек-рые исследователи относили введение егип Л к 4241 г до РХ, другие называли 2781 г до РХ Но обе даты не опираются на к-л известные факты, а основываются только на астрономич расчетах Это делает всю егип хронологию ненадежной, поэтому, напр Пван дер Меер, в своем труде (The Ancient Chronology of Western Asia and Egypt Leiden, 1947), посвященном III-II тысячелетиям до РХ, вообще отказывается от указания лет
III
ВАВИЛОНЯНЕ со времен касситской династии вели свое Л по годам правления царей В АССИРИИ существовали списки эпонимов, те имен высокопоставл чиновников (лиму, или лимму) В этих списках каждый год обозначен именем гос деятеля Ассирийского царства, причем иногда бывает названо и важное событие соотв года Под девятым годом правления царя Ашшурдана III наряду с эпонимом "Бур-Сагале" сообщается, что в месяце сиван было солнечное затмение, к-рое, согл астрономич расчетам, пришлось на 15 июня 763 г до РХ Это стало отправной точкой при датировке ассир истории 890-648 гг до РХ
IV:
1) ВЕТХОЗАВЕТНАЯ хронология имеет нек-рые пересечения с ассир датировкой С помощью ассир надписей, в к-рых упоминаются имена Ахава и Ииуя, мы можем установить, что Ахав умер в 853 г до РХ, а царствование Ииуя началось в 845 г до РХ Исходя из этого, на основании библ данных о времени правления иуд и израил царей можно достаточно точно определить даты тех или иных ветхозаветных событий, происходивших между 931 и 586 гг до РХ Если время указано, напр, как 910-909 гг, то это объясняется не неуверенностью историка, а тем фактом, что годы правления царей в Иудейском царстве отсчитывались с осени, а в Израильском - с весны, приходясь, то, на два разных календарных года (см Календарь, II,2);
2) согл 3Цар 6:1, четвертый год царствования Соломона (967 г до РХ) совпадает с 480 г после см Исхода евреев из Египта В соотв с этим можно установить, что исход произошел прим в 1445 г до РХ; на это же указывает и текст Суд 11:26 Однако против этой даты свидетвует ряд археол находок, говорящих о более поздней дате исхода, а именно ок 1270 г до РХ; такая датировка, однако, оставляет слишком мало времени для периода судей Несовпадающие библ и археол данные не позволяют с уверенностью говорить о той или иной дате исхода;
3) ученые расходятся во мнениях и относительно продолжит-сти пребывания евреев в егип рабстве Согл Исх 12:40 (МТ, сир текст и Вульгата), израильтяне жили в Египте 430 лет; в предсказании же (Быт 15:13; Деян 7:6)называется округленный срок - 400 лет, что не противоречит вышесказ Но, с др стороны, в том же месте (Быт 15:16)говорится о четырех поколениях, продолжит-сть жизни к-рых согласуется с 400 или 430 годами Кр того, Септуагинта, древнелат и самарянский тексты Исх 12:40 включают в эти 430 лет пребывание праотцев в Ханаане: "Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте и Ханаане, было четыреста тридцать лет" Значит, для пребывания евреев в Египте остается половина назв времени, те 215 лет, и такой же расчет мы находим у ап Павла (Гал 3:17) Все эти различия в сроках затрудняют возможность сочетать указ периоды между собой или объяснить различия в их продолжит-сти Учитывая значительное увеличение численности израильтян за время проживания в Египте (см Колено), наиболее вероятным представляется более продолжит срок их пребывания там, а именно 430 лет, чему соответствуют как минимум одиннадцать поколений - от Ефрема до Иисуса Навина (1Пар 7:20-27);
Эпоха патриархов
Хронологическая таблица (отсчет лет ведется от рождения Авраама)
Год Событие
1 Рождение Аврама (Быт 12:4)10 Рождение Сары (Быт 17:17); Кедорлаомер покоряет пять ханаанских царей (Быт 14:4)75 Аврам переселяется из Харрана в Ханаан(Быт 12:4-6); Аврам в Египте (Быт 22:10-20); отделение Лота (Быт 13); отпадение хананеев от Кедорлаомера (Быт 14:4); поход Кедорлаомера и его союзников на Ханаан(Быт 14:5)85 Аврам берет в наложницы Агарь(Быт 16:3)86 Рождение Измаила (Быт 16:16)99 Аврам принимает имя "Авраам" и совершает обрезание(Быт 17:1,24); Измаилу 13 лет (Быт 17:25); гибель Содома и Гоморры (Быт 18:10)100 Рождение Исаака (Быт 21:5); изгнание Агари и Измаила (Быт 21:14); принесение в жертву Исаака (Быт 22)137 Смерть Сарры (Быт 23:1)140 Женитьба Исаака на Ревекке (Быт 25:20)160 Рождение Исава и Иакова(Быт 25:26)175 Смерть Авраама (Быт 25:7); Исаак в Гераре и Вирсавии (Быт 26)200 Женитьба Исава (Быт 26:34)223 Смерть Измаила (Быт 25:17)237 Бегство Иакова в Харран(Быт 31:38); женитьба Исава на дочери Измаила (Быт 28:9)244 Женитьба Иакова на Лии и Рахили (Быт 29:14,18,20,27); рождение сыновей Иакова(Быт 29:31 - 30:24)251 Рождение Иосифа (Быт 30:25)257 Возвращение Иакова в Ханаан(Быт 31:38,41); Иаков в Сокхофе (Быт 33:17), под Сихемом (Быт 33:18)и в Вефиле (Быт 35:1); рождение Вениамина, смерть Рахили (Быт 35:16-19)268 Семнадцатилетний Иосиф пасет скот вместе с братьями (Быт 37:2,9); продажа Иосифа в Египет(Быт 37:28)280 Смерть Исаака (Быт 35:28)281 Иосиф перед фараоном (Быт 41:46)282-288 Семь благодатных лет; рождение Манассии и Ефрема (Быт 41:50)289 Первое путешествие сыновей Иакова в Египет(Быт 42:1)290 Второе путешествие сыновей Иакова в Египет(Быт 43:2; 45:6); Иаков перед фараоном (Быт 47:9; ср 45:11)307 СмертьИакова(Быт 47:28)361 Смерть Иосифа (Быт 50:26)4) для времени праотцев Библия вновь предлагает собств хронологию, где временные указания твердо привязаны к повествованию Аврааму при рождении Исаака было 100 лет (Быт 21:5), Исааку при рождении Иакова было 60 лет (Быт 25:26), Иаков переселился в Египет 130-летним (Быт 47:9) В эти рамки в 290 лет вмещаются и др даты жизни праотцев вплоть до смерти Иосифа В зависимости от исходной точки отсчета (принимаем ли мы раннюю или позднюю датировку исхода) и при условии, что евреи жили в Египте 430 лет, получается, что годом рождения Авраама был 2165 или 1990 гг до РХ (Оба ряда дат предоставлены в начале хронолог таблицы) Против еще более поздней даты рождения Авраама говорит тот факт, что в 1900 г до РХ Ур уже был разрушен;
5) до повествования об Аврааме в Библии нет жизнеописаний, есть только указания на годы Если сложить приводимые в Быт 11:10-32 данные, то получится, что между рождением Авраама и потопом, к-рый приходился бы на 2457 г или, соотв, на 2282 г до РХ, прошло 292 года Согл главе 5 Масоретского текста (МТ), следует, что общее число лет между потопом и сотворением Адама равно 1656 годам, то, сотворение мира приходится на 4113 г или 3938 г до РХ Но эти числа невозможно привести в соответствие с тем, что известно о древнейшей истории вавилонян, ассирийцев или египтян (см соотв статьи) Чтобы устранить эти несоответствия, исследователи указывали на отличные от приведенных в МТ цифры в самарянском Пятикнижии и в Септуагинте Временной отрезок между потопом и Авраамом увеличивается там до 942 или до 1072 лет соответственно Но, возм, ученые сталкиваются здесь с преднамер исправлениями в тексте Не исключено, что переписчикам и переводчикам срок в 292 года показался слишком коротким, и они внесли свои коррективы Следует отметить, что назв трудности возникают только в том случае, если предположить, что родословие в Быт 11 передано без пропусков и временные указания примыкают одно к другому Но, по всей вероятности, это не так (см Каинан (2); другие библ родословия (см Родословие) также содержат пропуски, напр Мф 1:1-6) След, невозможно сколько-нибудь надежно соотнести время жизни людей, живших до Авраама, с нашим временем;
6) что касается времени после вавил плена, то исследователи могут опираться на надежное непрерывное Л, существовавшее в селевкидской Сирии и имевшее отправной точкой 312 г до РХ Оно используется уже в книгах Маккавеев В Мак 1:11 говорится, что Антиох Епифан "воцарился в 137 году царства Еллинского", те в 176-175 гг до РХ
V:
1) общая история НОВОЗАВЕТНОГО ПЕРИОДА изучена достаточно хорошо, но, тем не менее, точно датировать назв в НЗ события порой оказывается весьма сложно, поскольку только в Лк 3:1 указана точная историч дата Установление последоват-сти событий, в к-рую можно включить даты, связ с жизнью Иисуса и древней Церкви, возможно лишь с привлечением прочих ист документов При этом появляется другая трудность: события, о к-рых сообщается в НЗ, приходятся на относит короткий историч отрезок Это требует высокой точности в определении дат Но существует ряд обстоят-ств, весьма затрудняющих этот процесс: наше Л начинается от Рождества Христова, но очевидно, что Иисус родился не в 1-м г, поскольку это событие произошло в царствование Ирода Великого, к-рый умер еще в 4 г до РХ Поэтому рождение Иисуса может приходиться на 5-й, 6-й или даже 7-й г до РХ При этом следует учитывать расхождение во мнениях относительно продолжит-сти обществ служения Иисуса Согл синоптическим Евангелиям, оно укладывается в один год, но, по Ев от Иоанна, для земного служения Христа требуется 2-3 года Не вдаваясь в тонкости этих сложных вопросов, отметим, что Иисус, вероятно, был распят ок 30 г по РХ Тогда началом Его обществ служения, согл Ев от Иоанна, предположит явл Пасха 27 г (ср Ин 2:20) - через год после выступления Иоанна Крестителя;
2) хронологию Деяний также установить непросто, хотя повествование и дает нек-рые отправные точки: изгнание евреев из Рима при Клавдии (Деян 18:2) и пребывание Павла в Коринфе в период правления Галлиона, о к-ром известно, что он был наместником Ахайи в 51-52 гг В соотв с этим, В Михаэлис относит пребывание Павла в Коринфе (после Апостольского собора в 49 г) к осени 50 - весне 52 г Тогда, совершая свое третье миссионерское путешествие, Павел с осени 52 г по лето 55 г находился в Эфесе, зимой 55-56 гг - в Коринфе, а на Пасху 56 г - в Филиппах Его арест в Иерусалиме приходится, соотв, на 56 г, а поездка в Рим продолжалась с осени 58 г до весны 59 г
VI
О датировке отдельных библ книг см соотв статьи
Поделиться: