Лессинг - это...

ЛЕССИНa (Lessing) Готхольд Эфраим (1729-1781) - немецкий философ-просветитель, писатель, критик, основатель национального немецкого театра Общим направлением эстетики Л, статус которой в культуре Германии аналогичен статусу эстетики Дидро во французской культуре, стало требование реализма, отказ от подражания чужим образцам, отражение жизни своей страны Но самым важным в интеллектуальной реформе Л явилось его новое понимание литературы и искусства вообще В своей знаменитой "Гамбургской драматургии" (1767-1768) Л обосновал право третьего сословия быть предметом художественного изображения Такими стали его драмы: "Сарра Сампсон", "Эмилия Галотти", "Линна фон Барнхельм" Вершиной драматического творчества Л стала драма "Натан мудрый", главным героем которой явился даже не немец, а еврей, отрицающий все положительные религии и проповедующий свободу совести и братской любви к людям Театр был главной сферой деятельности Л, но и в других областях искусства он стал подлинным реформатором В своем эстетическом трактате "Лаокоон, или о границах живописи и поэзии", Л выступил ярким противником классицизма и феодально-придворной поэзии, сторонником реалистического изображения действительности Л не изложил своих философских взглядов в целостном и систематическом виде, уделяя главное внимание все же сфере искусства: его художественные произведения и литературная критика позволяли ему высказывать свои довольно радикальные взгляды Судя по сохранившимся фрагментам, философское мировоззрение Л представляло собой соединение философии Лейбница со взглядами Спинозы Л считал, что "предопределенная" гармония Лейбница есть ни что иное, как искаженное учение Спинозы о единстве души и тела, которые суть одно и то же, но представляющееся то в качестве мышления, то в качестве протяженности В найденном после его смерти фрагменте под названием "О действительности вещей вне Бога", Л говорит, что между Богом и вещами нет и не может быть никакого разрыва Бог существует не вне мира, а в нем самом Хотя Л и иронизировал над лейбницевской гармонией, он принял из его системы принцип развития, подчеркивая действенное начало и непрерывное движение в природе Все в мире, по Л, находится в движении, в движении к совершенству Л стал основателем пантеизма в Германии Он говорил о единстве окружающего мира, о том, что природа и дух - проявления одной и той же субстанции; закономерности мира вытекают из него самого; мир несотворим и неуничтожим Однако, известен этот спинозизм Л стал лишь после его смерти благодаря Якоби, опубликовавшего в 1785 в "Письмах Мендельсону об учении Спинозы" свою беседу с Л, в которой последний признает себя спинозистом и говорит, что для него нет лучше философии, нежели философия Спинозы Мендельсон не поверил Якоби, завязалась переписка, она была опубликована, вызвала многочисленные отклики, ибо Спиноза в Германии был тогда запрещен О Спинозе заговорили открыто, возник так называемый "спор о пантеизме", вылившийся в дискуссию по главным философским вопросам После спора Л стал знаменит Проблема совершенствования человека и человечества стала основополагающей идеей полемики Л с пастором Геце, а также трактата "Воспитание человеческого рода" (1780), ставшего своего рода духовным завещанием Л По словам Чернышевского, "если был в Германии, от Спинозы до Канта, человек не менее их одаренный природою для философии, то это без сомнения был Л - крупнейший представитель радикального крыла немецкого Просвещения"


Поделиться:

Реклама