Леонтьев - это...

• ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903-1979) - советский психолог, профессор (1932), доктор педагогических наук (1941), академик АПН РСФСР (1950), основатель (1965) и декан психологического факультета Московского университета (по 1979) Академик Академии педагогических наук СССР Почетный член Венгерской Академии наук, почетный доктор Парижского и Будапештского университетов, почетный член Итальянской психологической ассоциации, президент Общества психологов СССР, президент, позже член Исполкома Международного союза научной психологии Лауреат Ленинской премии (1963) Основные сочинения: "Развитие памяти" (1931), "Очерк развития психики" (1947), "Очерки психологии детей" (1950), "Проблемы развития психики" (1959), "Деятельность Сознание Личность" (1975) и др Экспериментальные и теоретические работы Л посвящены проблемам общей, детской и возрастной, педагогической психологии, патопсихологии, социальной и инженерной психологии, зоопсихологии Л исследовал проблему генезиса психики, ее биологической эволюции и общественно-исторического развития Выдвинул гипотезу о возникновении чувствительности в связи с переходом от жизни в гомогенной среде к жизни в вещно-оформленной среде Формирование элементарных форм психики, по Л, обусловливается в значительной степени изменением условий существования и характера жизнедеятельности организмов Элементарная чувствительность проявляется в реакциях, ориентирующих организм на витально-безразличные, но тесно связанные с жизненнозначи-мыми свойствами факторы окружающей среды Возникновение чувствительности, появление ориентировочных реакций возможны лишь в условиях активного действия в поисковой ситуации Л разработал новую периодизацию стадий развития психики в ходе биологической эволюции, выделив сенсорную психику, перцептивную психику, интеллектуальное поведение и дав характеристику каждой из этих стадий Ключевыми понятиями анализа закономерностей развития психики Л считал понятия "жизнь", "жизнедеятельность" и "деятельность" На основе деятельностного подхода Л разработал конкретно-психологическую теорию сознания человека Необходимость возникновения сознания, по Л, формируется лишь в контексте продуктивной деятельности (изготовление вещи по образцу или ее изображение), требующей сопоставления имеющегося у человека представления с этапами его реализации в продукте ("внутреннее при-меривание") Это сопоставление требует, чтобы представление выступало для человека в одной плоскости с предметным миром, не сливаясь однако с ним, чтобы человек мог действовать с образом, прежде чем он начнет действовать с предметом Л дал психологическое обоснование принципу единства сознания и деятельности, согласно которому источником бытийных (те поддающихся объективации) характеристик сознания является человеческое действие, обладающее биодинамической и чувственной тканью Двумя главными образующими сознания Л считал смысл и значениеПонятие смысла, по Л, выражает укорененность индивидуального познания в бытии человека, а понятие значения - подклю-ченность этого сознания к общественному сознанию Л выдвинул положение о формировании в психике особой интегральной структуры амодального характера - "образа мира" как условия адекватного восприятия и отдельного предмета и предметного мира в целом


Поделиться:

Реклама