Ленин - это...

ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924) - теоретик большевизма, создатель большевистской партии и организатор Октябрьского большевистского (1917) переворота в России Юрист В 1891 сдал экстерном экзамены за юридический факультет Петербургского университета Как профессиональный политик и мыслитель, спорадически касавшийся собственно философских проблем, Л являет собой представителя того направления общественной мысли России, которое связывало как постановку философских проблем, так и процедуры их разрешения с задачами российского освободительного движения Философским изысканиям изначально придавался прагматический социальный характер Являясь безусловным сторонником идей революционизма и позитивности социального насилия, Л как марксист, в первую очередь, выступал теоретиком и приверженцем учения о классовой борьбе и диктатуре пролетариата При этом особый акцент Л делал на признании гражданской войны в качестве необходимого и неизбежного этапа разрешения классовых противоречий в обществе По сути, классовая борьба трактовалась Л лишь как эмбриональная стадия гражданской войны Круг философских интересов Л был сосредоточен на проблемах философии истории, рассматриваемых с ортодоксальных марксистских позиций В тех случаях, когда в сфере внимания Л оказывались гносеологические вопросы, он придавал им статус интеллектуального орудия во внутрипартийной (или даже внутрифракционной) борьбе Последняя, как правило, характеризовалась Л как форма разрешения антагонистического классового противоречия Гносеология для Л являлась по сути чисто "партийной" дисциплиной: "Я вообще стараюсь читать Гегеля материалистически, те выкидываю большей частью боженьку, абсолют, чистую идею" Хотя необходимо отдать должное тому факту, что Л одним из первых обратил внимание на революционные процессы, происходившие в естествознании рубежа 19-20 вв: "кризис физики", "неисчерпаемость электрона" ("Материализм и эмпириокритицизм", 1909) Выступая последовательным сторонником целостного, тотального мировоззрения и миропонимания (в том числе и профессиональных), Л считал, что любая философская школа, допускающая позитивный характер существования религии, в принципе не является научной ("О значении воинствующего материализма", 1922) Будучи приверженцем функционирования большевистской партии на харизматиче-ски-вождистских принципах при соблюдении жесткого кадрового отбора, Л трансформировал учение Маркса о диктатуре пролетариата в идею диктатуры партии - организации революционеров-профессионалов - от имени пролетариата Апологетика этого тезиса достигала у Л степени социального расизма Осознав в процессе катастрофического провала преобразований в русле "военного коммунизма" полную непригодность классического марксизма в деле создания реально функционирующей экономической системы социалистического типа, Л отметил: "В работах Маркса вряд ли вообще можно найти хотя бы одно слово об экономике социализма - за исключением таких бесполезных лозунгов как "каждый - по способности, каждому - по потребностям!" В ходе разработки сценариев реализации большевистских программ в рамках экономической и политической практики Л выступал приверженцем волюнтаристских, насильственных методов управления обществом, сочетавших открытый вооруженный и идеологический террор с культивированием и эксплуатацией массового энтузиазма населения при помощи популистских методов По меткому выражению Бердяева, "Л не верил в человека Но он бесконечно верил в общественную муштровку человека" В контексте историко-философского процесса неизбежно приходится констатировать, что как интеллектуальная, так и практическая деятельность Л в России объективно привела к формированию догматизированной, жестко ограниченной рамками ортодоксально трактуемого марксизма философской традиции, постепенно эволюционировавшей в разновидность насаждаемой тоталитарным режимом ангажированной социальной мифологии


Поделиться:

Реклама