Лейбниц - это...
ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1646-1716) - немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед Основные философские сочинения: "Рассуждения о метафизике" (1685), "Новая система природы" (1695), "Новые опыты о человеческом разуме" (1704), "Теодицея" (1710), "Монадология" (1714) Л завершает развитие рационалистически ориентированной философии 17 в Отстаивая собственную позицию в споре об источниках познания (полемика рационалистов и эмпиристов), о категории субстанции (монизм Спинозы или дуализм Декарта), Л предлагает оригинальную, синтетическую философскую систему Утверждая суверенитет метафизики по отношению к теологии и математике (их различают метод и предмет), Л, тем не менее требует от суждений философов строгости и обоснованности научных выводов естествознания Принято выделять две составляющие программы Л: рационалистический метод и учение о Боге и субстанции Если Декарт формулирует основное положение рационалистического метода - возможность установить ясные, несомненные, интуитивные утверждения, то Л исследует их логическую природу Первичные истины выражают аналитические суждения, в которых предикат раскрывает признаки, уже заключенные в понятии субъекта Иначе, они отвечают требованиям законов логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего В качестве априорных принципов метода Л выдвигает положения о непротиворечивости всякого возможного бытия и о возможности бесчисленного множества непротиворечивых миров Возможное - это то, что логически непротиворечиво, тождественно-истинные утверждения; это область вечных истин или истин разума, логических сущностей; возможное противополагается действительному, случайному в сфере индивидуального чувственного опыта Л, однако, критикует окказионализм Мальбранша Закон достаточного основания, согласно которому существование и изменение всякой вещи, истинность или ложность утверждения могут иметь место только на определенном основании; а также принцип каузальности в естествознании и принцип предустановленной гармонии в онтологии позволяют Л сделать опыт источником необходимых положений - законов (так как случайное, фактическое с точки зрения относительной истины, логически необходимо с точки зрения абсолютной - "бесконечного интеллекта", гносеологического и онтологического основания) Два других методологических постулата утверждают, что существование данного мира имеет достаточное основание и таковым выступает оптимальность, полнота, совершенство его устройства Сущность мира исчерпывается принципом предустановленной гармонии - в нем нет случайных элементов и присутствует всеобщая их взаимосвязь и согласованность Иначе, предустановленная гармония обозначает соответствие истин разума истинам факта Совершенство, разумность выражаются в ряде законов, которым подчиняется мир и познание Л утверждает всеобщий характер различения и принцип тождественности неразличимых, принцип дискретности и непрерывности, принцип минимума и максимума Субстанциальное единство мира на уровне истин разума, те порядок и полнота иерархии идеального мира, обозначается категорией Бога В понимании Л, Бог - актуальная бесконечность человеческого духа, полная реализация чистого познания, которое не осуществимо для индивида Учением, дополняющим положения метафизики божественного, выступает монадология - плюралистическая онтологическая концепция, описывающая разнообразие действительного мира Монады - простые, неделимые, непространственные субстанции Они выступают в качестве исходного начала всего сущего; обладают способностью беспрерывного действия Они не могут изменяться, вступая во взаимодействие, но имеют внутренний импульс к действию, подобно живым организмам Единство и согласованность монад обеспечены предустановленной гармонией Монады проявляют себя в перцепции - смене восприятий - и аппетиции - стремлении монады к новым восприятиям Л различает три вида монад: простые, отличающиеся смутными представлениями; души, обладающие ощущением и сложными представлениями; духи или разумные существа Бог - творческая монада, обладающая свойством актуального абсолютного мышления Материя - сложная субстанция в основе которой лежит простая - монада, поэтому Л относит материю к миру явлений Мыслитель различает первую и вторую материи Одна характеризуется простыми качествами - протяженность, непроницаемость, масса, другая - обладает силой, производной от первичной силы простой субстанции Л отрицает абсолютный характер пространства и времени, а, следовательно, и пустое пространство Они являются атрибутами мира явлений Л настаивает на различении монадологии и атомизма Прототипом монады выступает биологическая клетка, а не точка геометрического пространства В контексте принципиального для 17 в противостояния эмпиризма и рационализма Л полагает, что врожденные идеи и принципы могут существовать и существуют в потенциальном, неосознанном виде (врождены привычки, "природная логика", способности и склонности, "преформация") Внешнее воздействие на душу - монаду инспирирует выявление изначальных потенций разума Далее, к аргументам против концепции "пустого" сознания - tabula rasa, Л добавляет факты рефлексии (некоторые продукты деятельности разума могут существовать независимо от чувственности), подвижности внимания и существования психически бессознательного в виде бесконечно малых перцепций Излагая свой взгляд на проблему первичных качеств (простых идей), Л утверждает, что идеи первичных качеств формируются в нашем сознании при непрерывном участии деятельности разума, тогда как в рефлексии, наоборот, процесс образования простых идей не обходится без соучастия чувственности Л затрагивает роль языка в познании Толкуя его как один из главных инструментов мышления, он полагает, что развитие языка не происходило исключительно дедуктивно - сначала возникли слова - универсалии, а затем - слова, имеющие частные значения - но и индуктивно, то есть в обратном направлении В теории науки Л указывает на ошибочность отрицания роли аксиоматик в ней Он отстаивает значимость соблюдения законов формальной логики в естественнонаучном исследовании Истину Л понимал как соответствие между идеями и как соответствие простых идей адекватно воспринимаемым фактам Он ввел различение истин на истины разума и истины факта: первые отличает необходимость, вторые - случайность Как следствие, Л первым обратил внимание на необходимость разработки теории вероятностей и теории игр, комбинаторику Значительны достижения Л и в логике Он стремился синтезировать логику и математику в единую дисциплину, реализуя две идеи Во-первых, идею истолкования мышления как оперирования знаками, которое должно приобрести вид исчисления - точного описания элементов мышления, позволяющее сконструировать упорядоченную его аксиоматику Во-вторых, идею всестороннего применения логических исчислений Л является автором современной формулировки закона тождества, закона достаточного основания, оригинальной логической символики Распространению идей Л в Германии способствовал его ученик Вольф Многие идеи были восприняты немецкой классической философией, а также нашли развитие в некоторых направлениях современной западной философии см также: МОНАДА
Поделиться: