Легизм - это...
- "школа закона" (фацзя) в традиционной китайской философии. Основание школы относится к периоду "борющихся государств" (Чжаньго), расцвет - к периоду империи Цинь (221 - 202 гг. до н. э.). Основные положения Л. изложены в книге Шан Яна "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан"), направленной преимущественно на критику положений конфуцианства в области государственного управления и социальной политики. Основное направление критики - патриархальные представления о государстве как о единой семье, нравственно-этическийхарактер государственной политики, направленной на воспитание "благородного человека", опора на традицию. В результате этой критики происходит замена конфуцианского принципа ли (ритуал, почтительность, поклонение) главенством фа (закона, принуждения). Социально-государственная система понимается не как семья, а как универсальная и отлаженная машина, имеющая своей целью достижение экономического и политического могущества. Залог осуществления такого образа государства - унификация разделения труда между земледельцами, воинами и чиновниками, введение частной собственности на землю взамен общинной, организация массовых армий, каждый солдат которых имеет одну обязанность - быть готовым к смерти. Шан Ян опровергает характерное для основных философских школ (в частности, конфуцианства и даосизма) почтение к традиции, отрицание позитивного характера перемен: "мудрый творит законы, а глупый ограничен ими; одаренный изменяет ритуал, а никчемный связан ритуалом". В стратегии социально-экономических преобразований устанавливаются два ориентира - экономическая мощь и военное могущество государства. Особое значение придается целенаправленной социальной инженерии, обузданию человеческой природы посредством жестоких законов и насильственного характера их воплощения ("доброта и человеколюбие - мать проступков"). Разработка положений Л. связана с именем Хань Фэй-цзы, утверждавшего изначальное зло человеческой природы, проявляющееся в стремлении к собственным интересам наперекор общественному благу. Единственный способ преодоления этого - насильственное установление "единомыслия", тотального государственного контроля над личностью. В этом планефилософия и искусство вредны для государственной жизни, внося противоречивость и неопределенность в установленные образцы для подражания и эталоны служения государственному благу. Гораздо полезнее направить средства, затрачиваемые на культуру, для облегчения положения земледельцев. Хань Фэй-цзы утверждает универсальность закона - дао (перетолковывая постулаты даосизма), которому подчинено все: небо, земля, вещи, человек. Из сферы универсальной компетенции дао выпадают только само дао и правитель, являющийся его "государственным воплощением". Вообще, фигура правителя - центральная в философских построениях Л. Правитель должен быть подобен дао и потому быть отрешенным от человеческих эмоций и личностных оценок, отдавая предпочтение строго рациональному, целенаправленному мышлению и планированию. Если правитель добился автоматической слаженности в работе государственной машины, он может быть бездеятельным, подобно дао, и скрывать свое лицо от всякого, устанавливая некий безлично-механический эталон тотального государства. Закон правит всем, государь управляет законом посредством искусства управления; закон явен, искусство правителя - тайно. Социально-политические принципы Л. были воплощены в эпоху империи Цинь. Это выразилось в преследовании всех инакомыслящих, сожжении конфуцианских и пр. книг, введении жестоких карательных законов и массовых принудительных работ. После распада империи Цинь "школа закона" объединяется с конфуцианством, создавая синтез ритуала ли и закона фа. Е. В. Гутов
Поделиться: