Лао-цзы - это...

ЛАО-ЦЗЫ (6-5 вв до нэ) - полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая; традиция называет его автором "Дао дэ цзин" - "Книги о дао-пути и благой силе-дэ" В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема "дао-пути", которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель "дэ", упорядочивающую Поднебесную (общество) Однако конфуцианскому культуро-центризму даосизм противопоставляет "следование естественности" ("цзы жань"): если основной отличительной чертой "благородного мужа", рисуемого Конфуцием, выступает деятельная активность, организуемая церемониальными правилами "ли", то "совершенно-мудрый" у Л исповедует принцип "недеяния" ("у вэй"), означающий отказ от всякого мобилизующего усилия, целенаправленного действия, нарушающего естественное течение дел Соответственно, в отличие от преимущественно этико-политической трактовки "дао" у Конфуция, Л вел речь о вселенском "дао" как общемировом естественном ритме событий "Дао" - "глубочайшие врата рождения, корень Неба и Земли" - предшествует миру оформленных вещей ("ю") и относится Л к непроявленному бытию ("у") Не имеющее никакой внешней определенности, оно отождествляется с пустотой, но это именно рождающая пустота, неисчерпаемая потенция любой конкретной формы Понимание неизначальности всякой определенности инициирует диалектические идеи спонтанного изменения ("все сущее изменяется само собой") и взаимоперехода противоположностей ("превращение в противоположность - движение дао") Порождающее действие "дао" изображено в "Дао дэ цзин" в виде следующей последовательности: "дао" рождает одно (частицы-"ци" как общемировой субстрат), одно рождает два (полярные начала "инь" и "ян"), два рождают три (великую триаду Небо-Человек-Земля), а три рождают все вещи "Дао" и "дэ" в концепции Л неразрывно связаны: "дао" рождает вещи, "дэ" взращивает-совершенствует их При этом в "Дао дэ цзин" различаются высшее и низшее "дэ" Последнее связывается с конфуцианской стратегией культу-ротворческого усилия и совершения добрых дел на основе церемониальных предписаний "ли"; в противоположность этому "совершенномудрый", содержащий в себе высшее "дэ", естественностью и гармоничностью подобен новорожденному Совершенномудрый, как и "дао", "действует недеянием", все создавая, ничего не присваивает и ни над чем не властвует Только "добродетель-дэ", основанная на дао, обладает гармонизирующей силой: если отступление от "дао" ведет к смуте и гибели, то при сохранении "дао" Небо и Земля сливаются в гармонии, а народ и без приказов успокаивается, возвращаясь к простоте и естественности жизни Совершенномудрый, делая свое сердце бесстрастным и сохраняя покой, уподобляется вечному "дао" вплоть до отождествления ("кто служит дао, тот тождествен дао"); с этим аспектом концепции "Дао дэ цзин" связаны более поздние даосские поиски практических средств достижения физического бессмертия


Определения, значения слова в других словарях:

Энциклопедия "Религия"
ЛАО-ЦЗЫ (7—5 вв. до н. э.) — легендарная личность, которой приписывают основание учения о Дао-Пути — Даосизм (см. Дао, Даосизм, Дэ), а также авторство философского трактата в двух частях "Дао Дэ Цзин" ("Книги о Дао-Пути и благой силе Добродетели-Дэ", в древние времена этот...
Философский словарь
- др.-кит. философ, живший, согласно преданию, одновременно с Конфуцием (6-5 вв. до н. э.). Ему приписывается филос. трактат «Лао-цзы» (др. название — «Дао дэ цзин»), к-рый является канонич. сочинением даосизма. Большинство совр. ученых считают Л.-ц. фигурой легендарной.
Энциклопедия мифологии
(«старый ребёнок»), легендарный основатель философского даосизма в Китае, живший будто бы в конце 7 в. до н. э., которому приписывается «Даодэцзин» («Книга о пути и добродетели»). Л.-ц. был обожествлён в первых веках н. э., в период становления религиозного даосизма. Согласно...

Поделиться:

Реклама