Квакеры - это...

КВА́КЕРЫ (от англ. quakers — трясущиеся; официальное самоназвание — "Общество Друзей") — последователи одного из пуританских течений (см. пуританизм) в протестантизме, придерживающиеся идеалов христианского гуманизма, веротерпимости и ненасилия.Основоположником считается англичанин Джордж Фокс (1624—1691). Он родился в семье ткача-пуританина, занимался сапожным делом и скотоводством, в 19 лет покинул дом. С 1647 г. стал бродячим проповедником. По собственному свидетельству, Фокс имел ряд божественных видений, укрепивших его веру. Проповедуя, он посетил европейский континент и Северную Америку. Фокс практиковал целительство, за что временами попадал в тюрьму. Им было создано более 5 тыс. религиозных текстов и подробный "Дневник".В середине 1640-х гг. Фокс стал проповедовать божественное присутствие в душе каждого человека — "озарение Святым Духом". Уверовавшие в такое присутствие уже не нуждаются в церковных учениях и культе для усвоения истин Откровения. Каждый человек пронизан борьбой Бога и Сатаны, духа и плоти. Цель вероисповедания — ощутить в себе божественный призыв ("внутренний свет") и следовать ему в повседневной жизни. Таким образом, Бог будет внутренне руководить человеком, а человек — осуществлять в мире волю Бога. Высшим авторитетом в делах веры является Библия. Но ее содержание не должно восприниматься буквально и требует "одухотворенного истолкования". Фокс различал записанный людьми под диктовку Бога библейский текст и Слово Божье как "предвечность Святого Духа".Вдохновленные его идеями последователи образовали сообщество "друзей внутреннего света". Их стали именовать, поначалу иронично, К. ("трясущимися"). Трепет и дрожь вызывало у них ощущение присутствия Бога и рождения в себе нового человека (обычная ссылка — Филип. 2:12). В Англии первые группы К. подверглись репрессиям, что вынудило их в 1650-х гг. к массовой эмиграции в Северную Америку.История американских К. связана с именем Уильяма Пенна (1644—1718), предпринимателя и теолога, сына адмирала. В погашение своего долга семье Пеннов король Карл II выдал ему патент на руководство новооснованной колонией (Пенсильванией). Сюда и началось переселение К., стремившихся в г. Филадельфия устроить идеальное христианское общество. Его чертами были: отказ от сословных преимуществ, роскоши и развлечений, нравственная строгость, религиозная терпимость. Все это способствовало интенсивному хозяйственному развитию колонии, хотя социальное реформирование полностью так и не удалось. Учение Пенна разделяло тезис о "внутреннем свете" и другие идеи Фокса. Свои взгляды он обобщил в трактате 1693 г. "Некоторые плоды уединения". Однако его религиозно-нравственные наставления в большей мере были направлены на практические житейские ситуации, подчеркивая богоугодность разумности, ясности и честности в мыслях и делах.Вплоть до XIX в. движение К. встречало противодействие со стороны как религиозных оппонентов, так и светских властей. Особое неприятие вызывал пацифизм К., считающих насилие и убийство уничтожением "божественного света", который носит каждый человек. В XIX—XX вв. общины К. активно участвовали в антивоенной деятельности, филантропических акциях, социальной благотворительности.По взглядам К., универсальность "озарения Святым Духом" делает всех людей, вне зависимости от этнических, половых, социальных и пр. различий, носителями святости. Отсюда и следует полная расовая и религиозная терпимость. Открытие в себе "внутреннего света" вызывало у верующих радость и душевный подъем. В то же время внешние проявления эмоциональности у К. весьма умеренны. Им близка пуританская модель поведения в общине и в миру, с ее строгостью нравов и простотой быта. Равенство всех перед Богом побуждало К. обращаться к любому человеку на "ты", отказываться снимать головной убор и делать поклоны. Формализм церковных ритуалов К. заменяют свободной манерой богослужения: в нем нет обязательных священнодействий, символики и штатных проповедников, "сделавших профессию из Христа". Не практикуется и особое обрядовое сопровождение браков, рождений, погребений. В ходе молитвенного собрания читается Библия и звучат проповеди, но только если у кого-то из участников его "внутреннее озарение" вызовет потребность высказаться.В настоящее время общины К. имеются в Великобритании, США, Канаде, ряде стран Восточной Африки и Латинской Америки. В 1937 г. на Всемирной конференции К. был образован Всемирный консультативный комитет Друзей. Штаб-квартира — Дом Друзей, расположена в Лондоне. На исходе XX в. численность К. определялась более чем в 200 тыс. человек.


Определения, значения слова в других словарях:

Энциклопедия "Религия"
КВАКЕРЫ (от англ. "трястись"; обозначение предположительно связано с убежденностью К. в том, что именно они испытывают подлинный трепет перед словом Божьим) — конфессия в протестантстве. Принадлежат к радикальному направлению английского пуританства. Официальное наименование К...
Христианское разномыслие
КВА́КЕРЫ (РЕЛИГИО́ЗНОЕ О́БЩЕСТВО ДРУЗЕ́Й) (от англ. quake — трястись) — христианское движение, основанное в середине XVII в. в северо-восточной Англии Джорджем Фоксом (1624—1691). Свое название получили за то, что начинали трястись, когда чувствовали, что...
Философский словарь
(от англ. quake - трястись, дрожать) — протест, секта, возникшая в Англии в 17 в. Основателем секты бь»л ремесленник Дж. Фоке. Особенность вероучения К. сводится к утверждению, что истина веры проявляется не в том или ином церк. учении, а в некоем акте «озарения св. духом», «...

Поделиться:

Реклама