Культурно-историческая Школа - это...

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА в литературоведении - интеллектуальная традиция в Европе, возникшая в середине 19 в Основоположником и главным теоретиком школы был французский ученый И Тэн Его последователями в Германии стали Г Геттнер, В Шерер, в Дании - Г Бран-дес, в Италии - Де Санктис, в России - АН Пыпин, НС Ти-хонравов и др В основу концепции культурно-исторического направления был положен философский позитивизм Конта, отчасти "биографический метод" в литературной критике Сент-Бева, культурологические концепции поздних немецких просветителей и романтиков и французской романтической историографии (Ф Гизо и О Тьерри) Важнейшей предпосылкой школы явились успехи естествознания, общий подъем науки: с позиций К-ИШ, филология как наука должна руководствоваться точными методами изучения фактов, быть подчинена принципам доказательства, точности, логическому объяснению явлений искусства Т обр К-ИШ репрезентирует в сфере гуманитарного исследования позитивистский идеал научного познания Т обр К-ИШ репрезентирует в сфере гуманитарного исследования позитивистский идеал научного познания Основная особенность К-ИШ - ее историзм, выдвигаемый в качестве главного метода исследования Представители данного учения стали рассматривать художественное произведение как "дух" (мысли и нравы) народа в различные исторические периоды его жизни Исходя из этого положения утверждалось равноправие искусства каждого народа, времени, стиля, велась переориентация литературоведения на изучение закономерностей развития культурно-исторического мира В теоретических исследованиях И Тэна акцент делается на установление закономерных связей между фактами (отдельными произведениями искусства) Характерные особенности произведения искусства, по Тэну, объясняются "расой" (врожденным национальным темпераментом), "средой" (климатическими и природными условиями, социальными обстоятельствами) и "моментом" (влиянием традиций) Таким образом, объясняемый факт как бы растворялся, терялся в массе многочисленных разносторонних факторов Естественно-научные принципы, генетический подход переносился в область исследования художественных произведений, Тэн проводил аналогию между дарвиновским естественным отбором и развитием искусства: в обществе создаются условия, при которых одни формы искусства умирают, другие - выживают и размножаются Стремление уподобить науку о "духе" науке о природе, перенести в историю литературы эволюционистские схемы привело к игнорированию собственно эстетической природы искусства (Ф Брюнетьер, Г Лансона) Произведения литературы рассматривались теоретиками школы в качестве ценнейшего исторического документа, "памятника" своей эпохи, по которому успешно можно изучать лишь историю общественной мысли К-ИШ - не замечала самостоятельности искусства, не учитывала индивидуальность художника, поэтому многие представители направления видели свою задачу в накоплении "фактов", во введении в научный оборот многочисленных литературных памятников и избегали выработки целостных концепций истории развития литературы В условиях России, когда литература была единственным средством выражения общественных идей, данная теория становится приоритетной областью литературоведения Крупнейшими теоретиками и практиками этой школы были Пыпин, Тихо-нравов, АА Шахов, братья Веселовские и др Особый интерес для школы представляли памятники этнографии, народного творчества, древней литературы Русские представители направления исходили из мысли о тесной связи литературы и действительности, из понимания произведения искусства как памятника определенной культурно-исторической эпохи, игнорируя при этом собственно литературные законы развития В результате такого подхода был снижен интерес к специфическим литературным проблемам: жанрам, направлениям, поэтическим приемам и формам Отдельные представители К-ИШ (НИ Стороженко, НП Дашкевич), понимая определенную узость этого учения, предлагали наряду с влиянием эпохи и социальной среды учитывать и влияния литературные, идеалы самого художника К заслугам К-ИШ относятся вклад в создание историй национальных литератур, подготовка принципов сравнительно-исторического литературоведения Школа установила закономерность литературного развития, его поступательный характер, накопила опыт текстологического анализа В 20 веке К-ИШ как направление распалась, но следы ее концепций можно найти в работах многих ученых, как зарубежных (В Паррингтон - США, М Пидаль - Испания, "университетская критика" - Франция), так и отечественных (ПН Сакулин, НК Пис-канов) вплоть до 60-х


Определения, значения слова в других словарях:

Психологический словарь
Культурно - историческая школа (автор Л.С. Выготский - ) - психологическое направление. Главное внимание уделяется процессу возникновения и формирования высших психических функций. Индивидуальное сознание зависит от истории развития культуры и социума окружающего мира. Эти...
Психологическая энциклопедия
Автор. Л.С.Выготский. Категория. Психологическое направление. Специфика. Главное внимание уделяется процессу возникновения и формирования высших психических функций. Индивидуальное сознание зависит от истории развития культуры и социума окружающего мира. Эти...

Поделиться:

Реклама