Культура - это...
КУЛЬТУРА (лат cultura - возделывание, воспитание, образование) - система исторически развивающихся надбио-логических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус К, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентации и тд В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт К хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей В жизни общества они играют примерно ту же роль, что и наследственная информация (ДНК, РНК) в клетке или сложном организме; они обеспечивают воспроизводство многообразия форм социальной жизни, видов деятельности, характерных для определенного типа общества, присущей ему предметной среды (второй природы), его социальных связей и типов личностей - всего, что составляет реальную ткань социальной жизни на определенном этапе ее исторического развития Понятие К развивалось исторически Оно вначале обозначало процессы освоения человеком природы (возделывание земли, продукты ремесел), а также воспитания и обучения В качестве термина стало широко использоваться в европейской философии и исторической науке, начиная со второй половины 18 в К начинает рассматриваться как особый аспект жизни общества, связанный со способом осуществления человеческой деятельности и характеризующий отличие человеческого бытия от животного существования Возникает несколько линий в разработке проблематики К В первой из них К рассматривалась как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству первобытного бытия человечества (французские просветители); как историческое развитие человеческой духовности - эволюция морального, эстетического, религиозного, философского, научного, правового и политического сознания, обеспечивающих прогресс человечества (немецкий классический идеализм - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель; немецкий романтизм - Шиллер, Шлегель; немецкое просвещение - Лессинг, Гердер) Вторая линия акцентировала внимание не на поступательном историческом развитии К, а на ее особенностях в различных типах общества, рассматривая различные К как автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации (неокантианство - Риккерт, Кассирер, Вебер) К этой же линии примыкали Шпенглер, Данилевский, Сорокин, Тойнби Вместе с тем, было расширено понимание К путем включения в нее всего богатства материальной К, этнических обычаев, разнообразия языков и символических систем В конце 19 и первой половине 20 в при изучении проблематики К стали активно использоваться достижения антропологии, этнологии, структурной лингвистики, семиотики и теории информации (культурная антропология - Тэй-лор, Боас; социальная антропология - Малиновский, Радк-лифф - Браун; структурная антропология и структурализм - Леви-Стросс, Фуко, Лакан; неофрейдизм и др) В результате возникли новые предпосылки решения проблемы общества и К С одной стороны, К и общество нетождественны, а с другой, К пронизывает все без исключения области и состояния социальной жизни [Проблема решается, если К рассмотреть в качестве информационного аспекта жизни общества, как социально значимую информацию, регулирующую деятельность, поведение и общение людей Эта информация, выступающая как совокупный исторически развивающийся социальный опыт, частично может осознаваться людьми, но весьма часто она функционирует как социальное подсознательное Ее передача от поколения к поколению возможна только благодаря ее закреплению в знаковой форме, в качестве содержания различных семиотических систем К существует как сложная организация таких систем В их роли могут выступать любые фрагменты человеческого мира, приобретающие функцию знаков, которые фиксируют программы деятельности, поведения и общения: человек и его действия и поступки, когда они становятся образцами для других людей, естественный язык, различные виды искусственных языков (язык науки, язык искусства, конвенциональные системы сигналов и символов, обеспечивающие коммуникацию и тп) Предметы созданной человеком второй природы также могут функционировать в качестве особых знаков, которые закрепляют накопленный социальный опыт, выражая определенный способ поведения и деятельности людей в предметном мире В этом смысле иногда говорят об орудиях труда, технике, предметах быта как о материальной К, противопоставляя им феномены духовной К (произведения искусства, философские, этические, политические учения, научные знания, религиозные идеи и тп) Однако такое противопоставление относительно, поскольку любые феномены К являются семиотическими образованиями Предметы материальной К выполняют в человеческой жизни двоякую роль: с одной стороны, они служат практическим целям, а с другой - выступают средствами хранения и передачи социально значимой информации Только во второй своей функции они выступают в качестве феноменов К (Лотман) Программы деятельности, поведения и общения, представленные разнообразием культурных феноменов, имеют сложную иерархическую организацию В них можно выделить три уровня Первый - это реликтовые программы, осколки прошлых К, которые живут и в современном мире, оказывая на человека определенное воздействие Люди часто бессознательно действуют в соответствии с программами поведения, которые сложились еще в первобытную эпоху и которые утратили свою ценность в качестве регулятива, обеспечивающего успех практических действий Сюда относятся многие суеверия, типа приметы у русских поморов о том, что половые связи перед выходом на рыбную ловлю, могут сделать ее неудачной (пережиток табу первобытной эпохи, реально регулировавших половые отношения первобытной общины в период групповой семьи, устраняя таким способом столкновения на почве ревности в общине, которые нарушали совместные производственные действия) Второй уровень - это слой программ поведения, деятельности, общения, которые обеспечивают сегодняшнее воспроизводство того или иного типа общества И, наконец, третий уровень культурных феноменов образуют программы социальной жизни, адресованные в будущее Их генерирует К за счет внутреннего оперирования знаковыми системами Вырабатываемые в науке теоретические знания, вызывающие переворот в технике и технологии последующих эпох; идеалы будущего социального устройства, которые еще не стали господствующей идеологией; новые нравственные принципы, разрабатываемые в сфере философско-этических учений и часто опережающие свой век - все это образцы программ будущей деятельности, предпосылка изменений существующих форм социальной жизни Чем динамичнее общество, тем большую ценность обретает этот уровень культурного творчества, адресованный к будущему В современных обществах его динамика во многом обеспечивается деятельностью особого социального слоя людей - творческой интеллигенции, которая по своему социальному предназначению должна постоянно генерировать культурные инновации Многообразие культурных феноменов всех ее уровней, несмотря на их динамичность и относительную самостоятельность, организованы в целостную систему Их системообразующим фактором выступают предельные основания каждой исторически определенной К Они представлены мировоззренческими универсалиями (категориями К), которые в своем взаимодействии и сцеплении задают целостный обобщенный образ человеческого мира Мировоззренческие универсалии - это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной К оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его опыта Категориальные структуры, обеспечивающие руб-рификацию и систематизацию человеческого опыта, давно изучает философия Но она исследует их в специфическом виде, как предельно общие понятия В реальной же жизни К они выступают не только как формы рационального мышления, но и как схематизмы, определяющие человеческое восприятие мира, его понимание и переживание'Можно выделить два больших и связанных между собой блока универсалий К К первым относятся категории, которые фиксируют наиболее общие, атрибутивные характеристики объектов, включаемых в человеческую деятельность Они выступают в качестве базисных структур человеческого сознания и носят универсальный характер, поскольку любые объекты (природные и социальные), в том числе и знаковые объекты мышления, могут стать предметами деятельности Их атрибутивные характеристики фиксируются в категориях пространства, времени, движения, вещи, отношения, количества, качества, меры, содержания, причинности, случайности, необходимости и тд Но кроме них в историческом развитии К формируются и функционируют особые типы категорий, посредством которых выражены определения человека как субъекта деятельности, структуры его общения, его отношения к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни Они образуют второй блок универсалий К, к которому относятся категории: "человек", "общество", "сознание", "добро", "зло", "красота", "вера", "надежда", "долг", "совесть", "справедливость", "свобода", и тп Эти категории фиксируют в наиболее общей форме исторически накапливаемый опыт включения индивида в систему социальных отношений и коммуникаций Между указанными блоками универсалий К всегда имеется взаимная корреляция, которая выражает связи между субъект-объектными и субъект-субъектными отношениями человеческой жизнедеятельности Поэтому универсалии К возникают, развиваются и функционируют как целостная система, где каждый элемент прямо или косвенно связан с другими В системе универсалий К выражены наиболее общие представления об основных компонентах и сторонах человеческой жизнедеятельности, о месте человека в мире, о социальных отношениях, духовной жизни и ценностях человеческого мира, о природе и организации ее объектов и тп Они выступают в качестве своего рода глубинных программ, которые предопределяют сцепление, воспроизводство и вариации всего многообразия конкретных форм и видов поведения и деятельности, характерных для определенного типа социальной организации В мировоззренческих универсалиях К можно выделить своеобразный инвариант, некоторое абстрактно всеобщее содержание, свойственное различным типам К и образующее глубинные структуры человеческого сознания Но этот слой содержания не существует в чистом виде сам по себе Он всегда соединен со специфическими смыслами, присущих К исторически определенного типа общества, которые выражают особенности способов общения и деятельности людей, хранения и передачи социального опыта, принятую в данной К шкалу ценностей Именно эти смыслы характеризуют национальные и этнические особенности каждой К, свойственные ей понимания пространства и времени, добра и зла, жизни и смерти, отношения к природе, труду, личности и тд Они определяют специфику не только далеких, но и родственных К - например, отличие японской от китайской, американской от английской, белорусской от русской и украинской и тд В свою очередь, исторически особенное в универсалиях К всегда конкретизируется в огромном многообразии групповых и инивидуальных мировосприятий и ми-ропереживаний Для человека, сформированного соответствующей К, смыслы ее мировоззренческих универсалий чаще всего выступают как нечто само собой разумеющееся, как презумпции, в соответствии с которыми он строит свою жизнедеятельность и которые он часто не осознает в качестве ее глубинных оснований Смыслы универсалий К, образующих в своих связях категориальную модель мира, обнаруживаются во всех областях К того или иного исторического типа в обыденном языке, феноменах нравственного сознания, в философии, религии, художественном освоении мира, функционировании техники, в политической К и тп Резонанс различных сфер К в период формирования новых идей, имеющих мировоззренческий смысл, отмечали философы, культурологи, историки при анализе в синхронном срезе различных этапов развития науки, искусства, политического и нравственного сознания и тд (Шпенглер, Кассирер, Тойн-би, Лосев, Бахтин) Можно, например, установить своеобразный резонанс между идеями теории относительности в науке и идеями лингвистического авангарда 70-80-х 19 в (И Винтелер и др), формированием новой художественной концепции мира в импрессионизме и постимпрессионизме, новыми для литературы последней трети 19 в способами описания и осмысления человеческих ситуаций (например, в творчестве Достоевского), когда сознание автора, его духовный мир и его мировоззренческая концепция не стоят над духовными мирами его героев, как бы со стороны из абсолютной системы координат описывая их, а сосуществуют с этими мирами и вступают с ними в равноправный диалог Преобразование общества и типа цивилизационного развития всегда предполагает изменение глубинных жизненных смыслов и ценностей, закрепленных в универсалиях К Переустройство обществ всегда связано с революцией в умах, с критикой ранее господствовавших мировоззренческих ориентации и выработкой новых ценностей Никакие крупные социальные изменения невозможны вне изменений в К В качестве социального индивида человек является творением К Он становится личностью только благодаря усвоению транслируемого в К социального опыта Сам процесс такого усвоения осуществляется в качестве социализации, обучения и воспитания В этом процессе происходит сложная состыковка биологических программ, характеризующих его индивидуальную наследственность, и надбиологических программ общения, поведения и деятельности, составляющих своего рода социальную наследственность Включаясь в деятельность, благодаря усвоению этих программ человек способен изобретать новые образцы, нормы, идеи, верования и тп, которые могут соответствовать социальным потребностям В этом случае они включаются в К и начинают программировать деятельность других людей Индивидуальный опыт превращается в социальный, и в К появляются новые состояния и феномены, закрепляющие этот опыт Любые изменения в К возникают только благодаря творческой активности личности Человек, будучи творением К, вместе с тем, является и ее творцом (см также: УНИВЕРСАЛИИ, КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: