Кульман - это...
КУЛЬМАН Квиринус (1651—1689) — немецкий поэт-мистик. Основные произведения: "Небесные поцелуи любви" (1671), "Псалтирь" (1684—1686), "Нововдохновленный Бёме" (1674) и др.
Еще во время учебы в гимназии во Вроцлаве К. написал и опубликовал первые произведения: "Бессмертная смертность, или Сто остроумных эпитафий" (1668) — поэтический сборник, посвященный современным и античным ученым и поэтам, в котором К. демонстрирует блестящую эрудицию и стремление к энциклопедическому знанию. В это же время им было написано панегирическое стихотворение-похвала Плодоносному обществу "Цветущие немецкие пальмы" (1670) и свадебное стихотворение на мотивы греческой мифологии "Хвалебная Венера" (1669).
С 1670 изучал юриспруденцию в Йене, в 1673 переселился в Лейден, где познакомился с произведениями Я. Бёме и Иоганна Роте.
В 1671 вышел сборник "Небесные поцелуи любви", за который К. был удостоен звания поэта-лауреата. Как следует уже из названия, произведение принадлежит к традиции любовно-эротической мистики, но автор не разворачивает традиционную метафору любви к Иисусу души/церкви, а наполняет его общим религиозным содержанием. Топика и образный строй книги опираются на Песнь Песней и представления средневековых философов и поэтов. Уже в этой книге К. проявил себя как новатор поэтического языка, что выразилось, прежде всего, в словообразовании. В некоторых стихотворениях применил приемы комбинаторики Р. Луллия. Комбинаторика должны была помочь заглянуть за пределы языка и узреть внутреннюю сущность вещей. Позже К. попытается сделать принципы комбинаторики пригодными и общеупотребимыми для поэтики. Эти, а также научно-теоретические проблемы он обсуждает в переписке с Кирхером, которая была издана в 1674 и многократно переиздавалась позже.
Основным произведением К. стала "Псалтирь Кульмана". Книги 1—4 вышли в 1684, книга 5 в 1685, в 1686 книги 6 и 7 вышли одним томом и отдельным томом — книга 8. Книги 9 и 10 были задуманы автором, но не изданы. Содержание книг различно, но связано с жизнью автора: собственные переживания сменяются парафразами библейских текстов, размышлением над историческими сюжетами, теософскими темами.
К. берет за образец Псалтирь Давида. В соответствии с этим в построении книги важна цифровая символика: "святому числу" десять соответствовали десять книг, каждая из которых состояла из пятнадцати псалмов. Таким образом, общее число псалмов равнялось их количеству в Псалтири Давида. Внутри каждой книги первые семь стихотворений составляли "внешний образ", последние семь — "внутренний". Центральный псалом объединял эти две группы. Пророческое сознание автора нашло выражение в суггестивном и избыточном языке. Новообразования, нагромождение превосходных степеней прилагательных, сложных существительных делает его трудным для восприятия. В книге выражено пророческое сознание К.
Известны прозаические произведения К.: "Поучительные подсолнечники мудрости, учености, двора и добродетели" (1667) и "Поучительный вестник истории" (1672). В первом сочинении собраны цитаты из Библии и различных ученых книг. Во втором — собрание анекдотов и коротких историй, а также обширный список прочитанных автором книг.
В работе "Нововдохновленный Бёме" K. пытается соединить 150 высказываний Бёме с идеями Иоганна Роте о пятой монархии. Тут же собран "миллион" теологических вопросов, которые, по его мнению, не могут быть разрешены в традиционной теологической манере. Книга направлена против всякого конфессионализма и содержит критику института Церкви. К. направил это сочинение как программное Церквам, князьям и университетам.
Преследуя миссионерскую цель провозглашения нового Царства Божьего, К. совершает поездки в Англию (1677), Малую Азию (1678—1679). В 1689 при попытке провозгласить "пятую монархию" и найти сторонников в России был выдан московским властям и сожжен на костре после тяжелых пыток.
"И очертанье да воспримет плоть! // В один народ сольются все народы. // В своем единстве триедин Господь. // В зерне сокрыты триединства всходы. // Во мне самом воссоздан Сын Господень, // Пусть и у вас, в сердечной глубине, // Он вызреет, прекрасен и свободен. // Вы Господа обрящете во мне. // Не тысячу дробить на единицы, // А в тысяче им воссоединиться? // […] // Как знать, когда утратили Меня // Народы, распыленные Адамом? // Но вас, от распыления храня, // К Себе зову и к общности тем самым // О вас печалясь, Мы явились с Сыном // Проклятье, что на вас, перебороть. // Да станет человечество единым! // И очертанье да воспримет плоть! // И в этом Мы дотоле не смиримся, // Пока во всех сердцах не воцаримся!" (К. Кульман, 1651—1689; перевод Л. Гинзбурга).
В. Н. Дедок
Поделиться: