Кровная Месть - это...

1) согл Закону Божьему, преступник, убивший человека, должен был поплатиться за это собств жизнью (Быт 9:5 и след; Чис 35:31) В наст время вынесение и исполнение приговоров входит в компетенцию судов и карат органов У ветхозаветных народов исполнение приговора ложилось на плечи "кровника" (евр гоэль хадам, "искупающий кровь"), ближайшего родственника убитого Он не только имел право, но был обязан предать убийцу смерти Это, в свою очередь, часто порождало КМ, в результате чего истреблялись целые семьи (см 2Цар 3:27; 14:11) Во избежание этого израильский закон содержал строгие ограничения Было основано шесть городов-убежищ (см Города-убежища), в к-рых укрывались от мести кровника люди, совер-шившие непредумышл убийство Там они могли рассчитывать на непредвзятый суд, и лишь преступники, совершившие предумышл убийство, выдавались кровнику Род-ственникам убитого запрещалось брать у убийцы выкуп, чтобы земля не оказалась оскверненной кровью (Чис 35:31 и след);
2) в основе КМ и смертной казни лежит представление о том, что совершенное преступление порождает нечестие и оскверняет землю (Чис 35:33 и след) и что зло завладевает преступником, к-рый тем самым может принести несчастье другим людям (как, напр, в случае с Аханом при взятии Гая, Нав 7; можно также говорить о "взаимосвязи между поступком и последствиями" или, точнее, о "поступке, чреватом последствиями") Так что выражение "истребить зло из среды себя" (Втор 17:7; Суд 20:13 и тд) подразумевает наказание преступника не за содеянное, а за то, что совершенное зло живет в нем и представляет опасность для других То, речь идет не о наказании в узком смысле слова и тем более - не о мести, а об устранении опасности Наказание не было действием, отделенным от преступления, оно представляло собой оборотную сторону содеянного, неминуемо следуя за ним Это отразилось и в евр яз, в к-ром не существует самостоятельного слова со значением "наказание", слово же авон означает как преступление (выход зла), так и наказание (устранение зла); таково же значение и глагола пакад Во всяком случае, КМ затрагивала только виновного, но не членов его семьи (Втор 24:16; см 4Цар 14:6 - иначе в Нав 7; 2Цар 21);
3) вначале древний закон КМ был несколько иным В соотв с ним убийца передавался кровнику только после судебного разбират-ва и при наличии показаний, как минимум, двух свидетелей (Чис 35:12,30) В этом случае кровник был лишь исполнителем смертного приговора, вынесенного судом Позже исполнение КМ могли предотвращать цари, обладавшие высшей судебной властью (2Цар 14:8 и след), а после судебной реформы царя Иосафата вынесение окончат приговора над убийцей, совершившим как предумышленное, так и случайное убийство, входило в компетенцию верховного суда в Иерусалиме (2Пар 19:10; см Втор 17:8) КМ все же продолжала совершаться на протяжении всей истории самостоят Израильского гос-ва, но ко времени рим правления она утратила свой законный статус (Ин 18:31)


Поделиться:

Реклама