Кропоткин - это...

КРОПОТКИН Петр Алексеевич (1842-1921) - русский мыслитель, идеолог анархизма и демократ, ученый-географ, социолог, путешественник Представитель старинного русского княжеского рода В 1862 окончил Пажеский корпус, а в 1867-1868 учился на математическом отделении Петербургского университета В начале 1870-х, будучи за границей, участвовал в движении народничества В 1873 написал программный документ анархистов "Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?" Через год за революционную деятельность был арестован, и после двухлетнего заключения бежал за границу В эмиграции К развернул широкую пропаганду анархистских идей После смерти Бакунина стал главой международного анархизма, считался его ведущим теоретиком За принадлежность к Интернационалу арестован и осужден на 5 лет во Франции Затем, поселившись в Англии, он активно занимается наукой и публицистикой, а в 90-х 19 в отошел от революционной деятельности Вернулся в Россию в 1917 после свержения самодержавия Выступал против марксизма и диктатуры пролетариата Философская концепция К сочетала в себе механистический материализм и позитивизм На его взгляды большое влияние оказали теории Прудона и Бакунина, а также позитивизм Конта и Спенсера Отвергая диалектику и оставаясь на позициях механистического объяснения развития, К считал, что науки о природе и обществе должны пользоваться "индуктивно-эволюционным" естественно-научным методом Как крупный ученый-естествоиспытатель К стоял на платформе наивного реализма Социологические взгляды К также испытали воздействие механицизма и натурализма Развивая теорию так называемого анархического (безгосударственного) коммунизма, который, по его мнению, можно ввести сразу же после разрушения старых порядков в ходе социальной революции, он рассматривал социальную жизнь как ипостась жизни биологической К занимался исследованием революций как закономерного необходимого явления, выводя неизбежность революции (так же, как и установление нового общественного строя) из утопического идеала, созданного анархистами К полагал, что развитие общества может быть изменено в нужном направлении по желанию людей К перенес на общество сформулированный им "биосоциологический закон взаимной помощи", объединяющий людей в гармоничное общежитие, а формы его реализации положил в основу периодизации истории (были выделены следующие периоды: родовой быт, сельская община, республика вольных городов) С "законом взаимной помощи" был связан и его социальный идеал, основанный на федерации свободных производственных общин (коммун), где личность, избавленная от опеки государства, получит неограниченные возможности развития Основой социально-экономической единицей будущего общества должен быть профессионально-производственный коллектив работников одного ремесла, которому передаются орудия и средства производства Эти профессиональные и ремесленные союзы, по мнению К, освободят людей от "каких бы то ни было начальственных принуждений" Для обеспечения свободы личности в будущем объединение людей в коллективы должно происходить также и по симпатиям В новом общественном строе не должно быть никакой власти, управления, авторитетов Анархическая коммуна создается на базе взаимопомощи, солидарности людей, на принципах федерализма и договорных отношений Особое место в социологической концепции К занимала разработка проблемы нравственности, сама постановка которой была тесно связана с задачей обоснования анархистского идеала, мыслимого К в качестве прогрессивной общественной системы, одновременно исходящей из нравственной природы человека и создающей условия для его существования Именно в рамках этической теории К разрабатывает свое фундаментальное понятие "взаимопомощь", выделяя наряду с ним еще два основополагающих принципа нравственности - справедливость и самопожертвование Этика К - это этика консолидации общества, гармонизации личного и общественного; этика, позволяющая индивиду максимально полно реализовать свой потенциал Она лишена нормативных требований и санкций Социально-политические и философские взгляды К получили широкое распространение в странах Западной Европы, в Латинской Америке, Индии, Китае Многие высказанные им идеи стали значительным достижением человеческой культуры, а отдельные из них - идея о местном самоуправлении, местной инициативе, минимизация централистских функций государства и тд - актуальны и сегодня Политика и история, философия и социология, география и этнография, сельское хозяйство и кооперация, литература и этика, история науки и политэкономия, публицистика - это далеко не полный перечень предметов, в развитие которых К внес свой весомый позитивный вклад К числу наиболее значительных произведений Кропоткина можно отнести: "Хлеб и воля" (1892), "Поля, фабрики, мастерские" (1898), "Анархизм Его философия и его идеал" (пер с фр, 1900), "Государство, его роль в истории" (1904), "Анархия и ее философия" (1905), "Нравственные начала анархизма" (1906), "Великая Французская революция 1789-1793" (опубл 1979), "Земледелие, промышленность и ремесла", "Взаимная помощь как фактор эволюции" (1907), "Современная наука и анархия" (1913), "Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса" (пер с англ, 1922), "Этика" (1922) и др


Поделиться:

Реклама