Крипке (kripke) Сол Аарон - это...

(р.1940) - амер. философ и логик. Проф. Принстонского ун-та (с 1976). Основные области исследования: философия языка, логическая семантика, модальная логика, аналитическая философия. Позиция К. сформировалась под влиянием логических и эпистемологических идей Аристотеля, Локка (учение о реальных и номинальных сущностях), а из современных философов - Рассела, Тарского, Карнапа, Витгенштейна, Гудмена, Куайна. Ему принадлежит оригинальная концепция имен собственных, согласно которой такие имена указывают на сущностные характеристики объектов, не являясь при этом дескрипциями объектов. Имя получает "первое крещение" путем указания на его носителя, а затем исходное значение передается от поколения к поколению (так называемая каузальная теория значения). "Правильным" употреблением имени будет употребление, соответствующее исходному значению. Свою трактовку имен собственных К. распространяет и на слова, обозначающие "естественные виды" ("вода", "золото", "лошадь" и проч.). В связи с этим К. различает жесткие десигнаторы, т.е. имена, выполняющие референтную функцию в любом из "возможных миров" (напр., "Р.Никсон", "квадратный корень из 25" и др.), и нежесткие десигнаторы, которые в контрфактических ситуациях (т.е. в иных "возможных мирах") не обозначают тот же самый объект (напр., "изобретателем бифокальных очков" может при изменившихся обстоятельствах оказаться и не Б. Франклин). Истинные утверждения тождества между жесткими десигнаторами должны иметь необходимый характер. Однако, подчеркивает К., тождество между жесткими десигнаторами, обозначающими те или иные психические состояния (напр., состояние боли) и состояния нервной системы, не имеет необходимого характера, поскольку возможны такие мозговые процессы, которым не соответствуют никакие психические состояния. Это рассматривается как логическийаргумент против теорий, отождествляющих психическое и телесное. К. дает неформальное философское обоснование ряду понятий и концепций современной логики. Так, "возможные миры" он рассматривает как абстракции возможных состояний реального мира. Он отдает предпочтение изучению модальностей самих вещей и явлений (de re модальности) перед изучением модальностей, выраженных в языке (de dicto модальности). Он критикует характерное для логического позитивизма отождествление необходимых утверждений с априорно-аналитическими утверждениями, допуская возможность необходимо истинных утверждений a posteriori. К. также занимается проблематикой семантических парадоксов. В 80-е годы развернулась дискуссия вокруг интерпретации его взглядов позднего Витгенштейна и так называемого скептического парадокса, ставящего под сомнение постоянство значения употребляемых нами слов и знаков. С точки зрения К., реальным гарантом и ограничивающим условием такого постоянства может быть только само "лингвистическое сообщество", конвенционально устанавливающее правила употребления, которым следует в своей практике включенный в коммуникативную ситуацию конкретного "сообщества" индивид. А. Ф. Грязнов Тождество инеобходимость // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XII. М., 1982; Загадка контекстов мнения // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVIII. М., 1986; Naming and Necessity. Oxford, 1980; Wittgenstein on Rules and Private Language. Oxford, 1982.


Поделиться:

Реклама