Крещение - это...

IКРЕЩЕНИЕ ИОАННА
1) К в НЗ имеет прообразы в ВЗ: очищающие и ритуальные омовения (Лев 14:8; 15:5; 17:16 и проч; см Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение см Омовение), к-рые в пророч предсказаниях становятся символом очищения от грехов (Ис 1:16; 4:4; Иез 36:25; Зах 13:1) Наряду с этими ветхозаветными образцами перед глазами Иоанна, вероятно, были также и совр ему явления К ним принадлежит К прозелитов, предположит появившееся в I в по РХ Это К, наряду с см Обрезанием, совершалось над язычниками, а для девушек и женщин являлось единств внешним признаком их обращения в иудаизм Иоанну, возм, было также известно К послушников в секте ессеев в Кумране (см Рукописи Мертвого моря) Несмотря на возможность существования таких связей, прозвище Иоанна - "Креститель" указывает на то, что совершаемое им К расценивалось как нечто совершенно новое;
2) Иоанново К водой, неразрывно связанное с его проповедью покаяния, предполагает исповедание крещаемым своих грехов (Мф 3:6,11; Мк 1:4,5; Лк 3:3,8 и след) и осознание своей греховности Эти обстоят-ва, а также указание на К Св Духом и огнем (Мф 3:11) как на более высокую ступень К, к-рая станет возможной только с явлением Христа (см Деян 19:1-7), говорят о том, что Иоанново К занимает место предварительного К в священноисторич последовательности Деят-стью Иоанна община людей, связывающих свое спасение с явлением Мессии, приготовляется к приходу Христа и сплачивается
IIКРЕЩЕНИЕ ИИСУСА
1)КРЕЩЕНИЕ В ИОРДАНЕ
Иисус принял К в Иордане (см Мк 1:9 и парал места), чтобы "исполнить всякую правду" Значение этого К относилось только к Нему как к Божьему Мессии, поскольку нигде в НЗ К в древней Церкви не обосновывается этим К Иисуса и не связывается с Ним Иисус в этом К приобщается к нам, грешным людям С одной стороны, в начале общественного служения Иисуса Бог возвещает и подтверждает, что Иисус - Его Сын (ст 11), а с другой, Иисус, как Агнец (Ин 1:29), подчиняет Себя Закону Божьего суда, как всякая грешная плоть;
2)КРЕЩЕНИЕ СТРАДАНИЯМИ
Исходя из этой предпосылки, все страдания Иисуса, вплоть до Его смерти на кресте, можно тоже назвать "крещением" (Мк 10:38; Лк 12:50) Именно это имеет в виду Павел, говоря о К Иисуса как о К "в смерть" (Рим 6:3 и след)
IIIКРЕЩЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ
1) для постижения сущности новозаветного К основополагающее значение имеет тот факт, что в Церкви Христовой К Духом Святым (см Мк 3:11 и парал места), пророчески предсказ Иоанном, становится тем событием, к-рое учреждает и знаменует собой эту Церковь Ученики Иисуса некоторое время продолжали совершать К водой как (Иоанново) К в покаяние (Ин 3:26; 4:2), но под воздействием деяний Самого Иисуса, стали, начиная с дня Пятидесятницы, крестить заново - теперь уже "во имя Иисуса Христа" (Деян 2:38; 8:16; 10:48; ср 1Кор 1:15; 6:11; Гал 3:27) или - исполняя повеление Иисуса о крещении - во имя триединого Бога (Мф 28:19) В отличие от К Св Духом, водное К не является самодостаточным (ср также 1Кор 12:13), а служит лишь прообразом (см о подчиненном значении К водой в Мк 16:16; 1Кор 1:17; Евр 6:1,2; 9:9 и след; и особенно в 1Ин 5:6 - "не водою только");
2) хотя К Духом и водой являются взаимосвязанными актами, они могут значительно отстоять одно от другого во времени; яснее всего об этом сказано в Деян 8:16 (ср также Деян 8:13 и 19 с 10:44 и 48) Кажется странным, что Павел, глубоко раскрывший богословское значение К, находясь в Коринфе, воздерживался от того, чтобы самому совершать водное К (1Кор 1:17; возм, крестили его спутники) По всей видимости, это свидет-вует о том, что главное значение Павел придавал не какому-либо обряду или таинству, а вере во Христа Во всяком случае, судя прежде всего по сообщениям Деяний, момент водного К, совершаемого, вероятно, через полное погружение в воду (Мк 1:9; Ин 3:23: "много воды"), мог иметь лишь подчиненное значение В "обычном случае" вера (=восприятие Духа, чаще всего через рукоположение) и водное К следовали непосредственно одно за другим (Деян 2:38; 8:12,36-39; 16:31,33; 18:8; ср Мк 16:16; Гал 3:26 и след) Но возможен и обратный порядок, а также отстояние во времени одного события от другого Там, где водное К предшествует полной, проникнутой Духом вере, оно, по крайней мере, предполагает доверит обращение ко Христу; если же водное К следует за принятием Духа, то оно служит исповеданием и знаменованием содеянного Христом и отражением процесса возрождения (Ин 3:5 и след; Тит 3:5: "баня возрождения и обновления Святым Духом"), а также символизирует смерть и воскресение вместе с Христом (Рим 6:3 и след; Кол 2:12) Если же рассматривать К в его полноте, те К Св Духом и водой (ср Ин 3:5), то в нем крещаемый приобщается к смерти Иисуса и Его воскресению Происходит его очищение и решительное отмежевание от греха (Деян 2:38; 22:16; Рим 6; 1Кор 6:11; Еф 5:26,27; 1Пет 3:21), усыновление Отцом (Гал 3:26 и след); он становится членом Тела Христова, те Церкви (1Кор 12:13) и, кр того, получает дары спасения, распределяемые Христом (1Кор 12:4 и след);
3) в Деян 10:44-48; 16:14,15,32; 18:8 водное К принимают люди, услышавшие Благую Весть и принявшие ее верой Слово "дом" в этих текстах может включать детей, способных к осознанной вере (ср, однако, формулировку в Послании Игнатия Антиохийского Поликарпу (ок 110-117 гг): "всем своим домом вместе с детьми"; здесь дети названы отдельно от "дома", те от "домашних") Но тексты новозаветного периода нигде не содержат намека на К младенцев, хотя, исходя из контекста, его нельзя и с полной уверенностью исключить Тем не менее, признание того, что момент водного К имел подчин значение и что в НЗ основной упор сделан на проникнутую Духом веру и начало новой жизни, способно обеспечить ту свободу от всех догматич и конфессион предубеждений, к-рая позволяет увидеть самое существенное При этом особенно важно, что НЗ глубоко чужда идея автоматич получения спасения через совершение неких таинств, имеющих якобы магическое действие (ср Мф 28:19, досл: "сделайте все народы учениками и крестите их");
4)а) в метафорич значении слово "К" употребляется в НЗ в отношении перехода израильтян через Чермное море(1Кор 10:2) и потопа (1Пет 3:20,21);б) смысл выражения "креститься для мертвых" (1Кор 15:29) не вполне ясен Лингвистически возможное истолкование "ради мёртвых", те для их пользы, вместо них, кажется невероятным с тзр новозавет богословия Но возм, язычник принимал подобное К с той целью, чтобы при воскресении вновь соединиться с умершими близкими, к-рые были верующими Следует, однако, учесть, что Павел не признает этого обычая, что бы тот собой ни представлял, а только использует его как пример, чтобы разъяснить коринфянам, насколько абсурдным является отрицание воскресения мертвых












Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
таинство, символический акт, сопровождающий добровольное принятие кем-либо новой веры в христианских конфессиях и выражающийся в полном или частичном погружении в воду или окроплении водой. Крещение, по сути дела, символически означает очищение тела и души, как и у...
Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
КРЕЩЕНИЕ — обряд посвящения в христианскую веру посредством погружения в воду или окропления водой. Исторически оно считалось актом очищения и актом нового рождения, так как купель была символом непорочной утробы Девы Марии, из которой посвященный рождается вновь. Крещение...
Библейская энциклопедия
Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Св. Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Если кто не родится от воды и Духа, сказал Господь, не...
Энциклопедия "Религия"
КРЕЩЕНИЕ — первое из христианских таинств, принимаемое, согласно изложению Н. И. Барсова, всеми христианскими вероисповеданиями и сектами, хотя и не в одинаковом смысле, и знаменующее собою вступление в состав церковного общества. Погружению в воду или обливанию у всех почти...
Философский словарь
- одно из 7 христ. таинств, к-рое знаменует принятие человека в лоно церкви. По утверждениям духовенства, в результате К. «человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается в жизнь духовную, святую». Ведь, по христ. представлениям, люди рождаются запятнанными первород...
Философский словарь
(Греч.) Ритуал очищения, совершавшийся во время церемонии посвящения на священных танках Индии; а также более поздний идентичный ритуал, установленный Иоанном "Крестителем" и применявшийся его учениками и последователями, которые не были христианами. Обряд этот уже поседел...
Словарь церковных терминов
ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 6 января ст. ст. (19 января нов. ст.). В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. (Греческое слово, переданное на славянский и затем...
Словарь символов
Инициация, смерть и возрождение, восстановление, обновление, смерть для титанической природы человека и возрождение его водой, огнем, или ветром в божественном состоянии. олицетворяет регрессию во все большую недифференцированность, размывание форм и реинтеграцию с...

Поделиться:

Реклама