Kpohep (kroner) Рихард - это...
(1884-1974) - нем. философ. Сначала ассистент, затем доцент и проф. ун-тов Фрейбурга (1919-24), Дрездена (1924-29), Киля (1929-34). Франкфурта-на-Майне (1934-35). В 1910 вместе с Георгом Мелисом и русскими философами Федором Степуном и Сергеем Гессеном К. основал международный журнал "Логос" и до 1933 был редактором его нем. издания. Лишенный нацистами права преподавания (1935), выехал в Англию, где работал в Оксфордском ун-те, в 1940 перебрался в Канаду, а оттуда в США. В 1949-52 - проф. философии религии в Объединенной теологической семинарии (Нью-Йорк), с 1953 в Темпльском ун-те (Филадельфия). Взгляды К. на протяжении жизни претерпели ряд существенных изменений. Начав как ученик Риккерта, он унаследовал от неокантианства интерес к проблеме ценности. На страницах "Логоса" К. с дуалистических позиций выступает против философского монизма. Под впечатлением от катастрофы мировой войны К. обращается к философии Гегеля. В этот - неогегельянский - период своего творчества, отразившемся в кн. "От Канта до Гегеля" (1921-24) К. попытается реконструировать целостный ход развития нем. идеализма. Здесь впервые в историко-философской литературе раскрыто значение идей Ф. Шиллера для истории нем. классической философии. По К., интерпретируя интеллектуальную интуицию как эстетическую, Шиллер способствовал переходу от этического идеализма Канта и Фихте к эстетическому идеализму Шеллинга. В кн. "Самоосуществление духа. Пролегомены к философии культуры" (1928) К. выдвигает положение, согласно которому сущность и смысл культуры коренятся в потребностях человеческого духа, во внутренне присущих последнему противоречиях (природное и божественное, чувственное и разумное, единство и множественность). На этом систематическом основании К. строит работу "Культурфилософский базис политики" (1931), объясняя противоположность внешней и внутренней политики, демократии и монархии, сословного и классового государства. В годы эмиграции начинается третий этап его философской эволюции, связанный с религиозными исканиями. К. обращается к С. Кьеркегору и к идеям диалектической теологии. В кн. "Спекуляция и откровение в истории философии" (1958-61) К. утверждает, что отношение между спекуляцией и откровением было "нервным центром" истории философии от ее начала до системы Гегеля. Спекуляция, по К., есть предельная проблема философии, философский Абсолют. Но спекуляция знает только научную истину, т.е. истину "теоретическую", безличную, отделенную от мыслящего субъекта. В отличие от спекуляции, откровение не зависит от человека, оно - всецело дело Бога. Истина, передаваемая откровением, - истина "практическая", недоказуемая, личностная, она адресована конкретному человеку. Поэтому, между сферами откровения и спекуляции существует пропасть, ибо истина обеих требует "предельности". Теоретическое знание с необходимостью ограничено конечными вещами, что только и делает возможным объективное, безличное познание. Бог же недоступен объективному познанию, ибо является субъектом, имеет личностный характер и бесконечную природу. Поэтому Бог являет себя, то есть открывает человеку свои действия и цели не в теологической системе, а в эпическом повествовании или драматическом диалоге. Различия откровения и спекуляции не исключают, однако, их единства, т.к. религия и спекуляция в конечном счете выражают один и тот же Абсолют. А.Г. Вашестов Философия творческой эволюции (А. Бергсон) // Логос: международный журнал по философии культуры. Кн.1. М., 1910; К критике философского монизма // Логос. Кн.3-4. М., 1913; Самоосуществление духа. Пролегомены к философии культуры // Культурология. XX век. М., 1995; Von Kant bis Hegel. Tubingen, 1921-24; Die Selbstverwirklichung des Geistes. Tubingen, 1928; Speculation and Revelation in the History of Philosophy. V. 1-3. Filadelfia, 1956-1961; Between Faith and Thought. N.Y.. 1966.
Поделиться: