Кожев - это...

КОЖЕВ (Kozhev) Александр (русская фамилия - Кожевников) (1901-1968) - французский философ-неогегельянец Родился в Москве, эмигрировал в 1920, образование получил в Берлине Учился у Ясперса С 1928 - во Франции Был связан с движением евразийства (считал Карсавина своим учителем) Лекции по философии Гегеля, прочитанные им с 1933 по 1939, оказали огромное влияние на развитие философии во Франции, в том числе на такие течения как экзистенциализм и структурализм К стремится интерпретировать Гегеля с использованием идей марксизма и экзистенциализма, персонифицируя в культуре середины 20 в возрождение интереса к гегелевской философии, что было вызвано кризисом неокантианских течений, которые вплоть до конца 1920-х оставались доминирующими в университетской философии Отвергая традиционные интерпретации Гегеля, которые видели в его философии развитую систему спекулятивного идеализма, основанную на понятии Бога, К указывает, что за понятиями абсолютного духа стоит человек и его конкретная история В силу этого К направляет свое исследование не на "Науку логики" и "Энциклопедию философских наук", а на "Феноменологию духа", которая рассматривает не философию природы, а стадии развития человеческой истории К утверждает, что "Феноменология духа" представляет собой размышление о значении деятельности Наполеона, который распространил и утвердил в Европе идеалы Французской революции Эти идеалы пришли на смену идеалам христианства, в результате чего на место Бога был поставлен разум, а человек получил возможность действовать в качестве самостоятельного индивида Христианство и буржуазное общество, возникшее в результате деятельности Наполеона, являются различными стадиями попытки разрушения фундаментального конфликта, лежащего в основании истории - между господином и рабом Уделяя пристальное внимание 4 главе "Феноменологии духа", К рассматривает конфликт между господином и рабом как центральное событие истории, которое определяет ее развитие и устанавливает ее цель Господин, победивший раба в борьбе, обрел вместе с этим качества человека Именно и только отрицающие действия человека созидают позитивную историю - И в этом контексте важнейшим моментом является человеческое отрицание себя ("не будь тем, кто ты есть, будь противоположностью этого") Сущность человека, утверждает К, заключается в том, что он способен поставить желание победить выше желания выжить Таким образом, в фигуре господина психологическая, моральная реальность берет верх над реальностью биологической Раб не является человеком в силу того, что он заботится о выживании больше, чем о победе, в силу этого его биологическая сущность преобладает над моральной В то же время, господин парадоксальным образом не достиг основной цели - признания своей человеческой сущности, тк оно может прийти лишь со стороны раба, который, однако, признает в господине лишь биологическую силу, а не его человеческие качества Более того, в конечном счете биологическая реальность господина - его тело - берет верх над его человеческой сущностью, тк он предоставляет всю деятельность по освоению природы рабу Последний же, наоборот, развивает свои человеческие качества, ибо развитие личности происходит в результате нега-ции природы В то время как господин постепенно подвергается деградации, раб, существуя в борьбе с природой на грани жизни и смерти, познает фундаментальное измерение человеческой ситуации: постоянное угрожающее присутствие небытия, смерти Подобная экзистенциалистская трактовка Гегеля соединяется у К с идеями Маркса: раб, в конечном счете, должен занять место господина, преодолев как эпоху христианства, так и эпоху буржуазного государства, в которую господин и раб существуют оба как псевдорабы: первый становится богатым неработающим человеком, а второй - бедным работающим человеком И тот, и другой являются псевдо-рабами в силу их зависимости от Капитала Однако если для Гегеля разрешение конфликта приходит вместе с Наполеоном, который разрушает социальные институты предшествующей эпохи и приводит историю к завершению (в интерпретации К Наполеон представляет собой Сознание, а Гегель, размышляющий о нем, - Самосознание), то для К историю завершает Сталин: "Просто Гегель ошибся на пятьдесят лет Конец истории - это не Наполеон, это - Сталин, и я должен был возвестить об этом - с той единственной разницей, что я никак не мог бы увидеть Сталина на коне под моими окнами" (вплоть до конца 1930-х К называл себя "убежденным сталинистом") Онтологический дуализм К, который жестко противопоставил природную и человеческую реальность, повлиял на философию Сартра Кроме того, лекции К оказали влияние на таких мыслителей, как Батай, Лакан, Мерло-Понти Основная работа: "Эссе по поводу исторической аргументированности философии язычников" (1968-1973)


Поделиться:

Реклама