Ковер - это...
КОВЕР — символ реализации, мечты.
Американский художник С. Сарджент однажды заявил: "Вся живопись итальянского Ренессанса не стоит одного кусочка иранского ковра". Персидские ковры в поэтической традиции сравнивались с благоухающим садом, полным прекрасных цветов, плодов, птиц, диковинных зверей. Они воспринимались как средоточие творческой энергии. Украшение дворцов и апартаментов, ковры являлись символом роскоши.
Первые ковры были сотканы скотоводами. Древнейший из них обнаружил русский археолог А. Роденко в погребениях Пазырыкских курганов на Алтае. Расцвет персидского ковроткачества приходился на XVI—XVII вв. Ковры являлись полем, на котором ткачи изображали тот или иной символический рисунок. В 1601 по заказу польского короля Зигмунда Вазы в персидском городе Кашане были сотканы ковры с государственной эмблематикой Польши.
Наряду с традиционными коврами, ткались и коврики-пошти, площадью в несколько квадратных сантиметров. Самый большой ковер площадью в 1240 квадратных метров был изготовлен в Наджафабаде. В коврах отражался сакральный аспект геометрии. Широкое распространение в мусульманском мире имели молитвенные коврики. Ковер-самолет в русских и арабских сказках символизировал духовное возвышение над материальным миром.
Трудоемкое ручное ткачество подразумевало специальное обучение, составлявшее тайну. До сих пор существует лишь имитация ковров персидской выделки. Символизм ковра раскрывается через постижение его центра, своеобразие которого зависит от смысла, вложенного в композицию в целом. Для тебризского ковроткачества была характерна особая склонность к поэтизации. Керманское более других соответствовало дворцовому интерьеру. У исфаханских ковров преобладала символика виноградной лозы. Нагнские отличаются прежде всего игрой света. Бухарское ковроткачество было склонно к изображению геометрических композиций.
В медитационной практике мир постигался через созерцание ковра.
Источ.: Ковры — персидские // Наука и религия. 1997. № 4.
Поделиться: