Ковенант - это...
КО́ВЕНАНТ (от лат. conventum — соглашение) понятие, выражающее идею договорных отношений Бога с человеком (К. благодати) и обществом (социальный К.). Теория К. получила распространение в протестантской теологии XVII в., особенно среди переселенцев-пуритан в Северной Америке, дополнивших ее учением о церковном К.К. благодати — это договор (завет) о соблюдении предписанных Богом правил, устанавливающий вознаграждения или наказания в зависимости от его выполнения человеком. Первый К. состоялся между Богом и Адамом (Быт. 2:15—17). Последующие заключались из милости Бога к поврежденному грехом человечеству как свидетельства возможного спасения, т. е. были преподанием благодати (Быт. 17:1—10, Исх. 19:5—6 и др.). Наиболее полно К. благодати был явлен в искупительной миссии Христа. В соответствии этому примеру, каждый человек получил возможность заключить свой К. с Богом — либо напрямую, либо через соглашение с конгрегацией, которая для протестантов является представительством божественного присутствия среди людей. Искренняя вера, основанная на Библии, становится моральным обязательством человека перед Богом.Социальный К. — это распространение соглашения с Богом в виде библейских заповедей на гражданскую жизнь. Библейско-правовая регуляция оказывается в равной мере обязательной и для конгрегаций, и для светского управления. Функции этих структур различны, но цель — построение общества на основе искупительного спасения — делала религиозное и социальное начала жизни неразделимыми. Это создавало предпосылки к теократическому режиму. Для повседневности социальный К. означал жесткий регламент поведения человека в общине и в миру, включая подробности трудовых и семейно-бытовых отношений. Все естественные права человека резко ограничивались как наследие его греховной природы. В то же время подчинение божественному закону мыслилось в качестве добровольного выбора человека, т. е. как акт свободы.Церковный К. — это конгрегация христиан, объединенных соглашением с Богом и друг с другом. Такой тип К. был популярен в среде пуритан Новой Англии. Ядро конгрегации составляли "святые", за которыми признавалась предызбранность к спасению, к ним добавлялись выборные проповедники-министры и их ассистенты. Каждая такая группа создавала автономное самоуправляющееся объединение верующих. Убежденность в реальности К. с Богом рождала отношение конгрегации к собственной деятельности как части божественного плана. Подобные церковно-мессианские настроения позднее отразились в американской религиозно-политической доктрине "явного предначертания".
Поделиться: