Ковчег Завета - это...
КОВЧЕГ ЗАВЕТА (иврит. "ковчег свидетельства") — в иудаизме — вместилище Скрижалей Завета (см.; см. также Десять Заповедей) — самый священный предмет, хранившийся в Скинии Завета, а затем в Святая Святых Иерусалимского Храма (см. Храм), а также его символическая замена в синагоге — синагогальный Ковчег, в котором хранятся свитки Торы. В еврейской Библии, или Танахе, вошедшем в состав христианской Библии, К. З. именуется также рядом перифрастических обозначений, подчеркивающих его значение: "Ковчег Господа, Владыки всей земли" (Йеѓошуа бин Нун, или Иис Н 3:13); "Ковчег Бога Израилева" (1 Шемуэля, или 1 Цар 5:8); "Ковчег Завета Божия" (Суд 20:27); "Ковчег Завета Господа Цеваота (см. Эль Цеваот. — Г. С.) (Саваофа), восседающего на херувимах" (1 Цар 4:4). Лишь однажды К. З. назван Арон ѓа-Кодеш —"Священный Ковчег" (2 Пар 35:3), чаще встречается просто Арон (букв. "ларь"). Согласно Книге Исхода (см. Тора), К. З. был изготовлен по точным указаниям Бога, данным пророку Моше, или Моисею (Исх 25:9—28:43). Он представлял собой ларь, или сундук, размером 1,25х0,75х0,75 м из необычайно прочного дерева шиттим (разновидность акации, растущей в пустыне) и "обит внутри и снаружи чистым золотом". Из того же дерева были сделаны покрытые золотом шесты, которые продевались в специальные кольца по углам К. З., чтобы его можно было нести на плечах. Согласно тексту Торы, его несли все сорок лет блуждания в пустыне на плечах левиты. Когда же народ Израиля (см. Йисраэль) останавливался на стоянку, К. З. помещали в Скинию Завета. На крышке К. З., изготовленной из золота, по краям помещались вычеканенные из золота керувим (херувимы) с обращенными друг к другу лицами и с простертыми крыльями, покрывающими крышку К. З. и как бы охраняющими его.
С К. З. изначально связывается особое, сакральное пространство и сокровенное знание: Господь обещает Моше являться в облаке над крышкой К. З. и говорить между двумя херувимами (Исх 25:22; Лев 16:2). С К. З. связывается особая сила, ибо в нем пребывает частица Духа Божьего — Шехина, Божественное Присутствие. Именно для К. З. царь Давид задумывает строительство Храма, которое осуществляет его сын Шеломо, или Соломон, и устанавливает К. З. в Святая Святых Иерусалимского Храма. Следы К. З. теряются после разрушения Первого Храма в 586 до н. э., хотя Аггада указывает, что Шеломо заранее предусмотрел особый тайник в подвалах Храма, в котором пророк Йирмеяѓу, или Иеремия, спрятал К. З. Во Втором Храме Святая Святых была пуста и лишь символически напоминала о К. З. После разрушения Храма К. З. начинает именоваться ниша или специальный шкаф в синагоге, символически замещающий К. З. и хранящий в себе свитки Торы.
Г. В. Синило
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: