Ковалевский - это...
КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович (1851-1916) - русский социолог, правовед, историк Закончил юридический факультет Харьковского университета Продолжил образование в Берлине, Париже и Лондоне По возвращении в Россию получил степени магистра (1877) и доктора (за диссертацию "Общественный строй Англии в конце средних веков", 1880), преподавал в Московском университете Один из основателей Московского психологического общества (1884) В 1887 уволен из университета Уехал за границу, где участвовал во многих международных конгрессах социологов и историков В 1905 вернулся в Россию, преподавал в Петербургском университете, Психоневрологическом (где возглавил первую в России социологическую кафедру) и Политехническом институтах Издатель журнала "Вестник Европы" (1909-1916), один из редакторов Энциклопедического словаря Гранат (1910-1916) С 1899 - член-корреспондент, с 1914 - действительный член Российской Академии наук Основатель партии "Демократических реформ", депутат I Государственной Думы, с 1907 - член Государственного совета По инициативе К вышли в свет пять томов источников "Родоначальники позитивизма" (1910-1913) Основные сочинения: "Общинное землевладение Причины, ход и последствия его разложения" (ч 1, 1879); "Современный обычай и древний закон" (тт 1-2, 1886); "Первобытное право" (вып 1-2, 1886); "Закон и обычай на Кавказе" (тт 1-2, 1890); "Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства" (тт 1-3, 1898-1903); "Развитие народного хозяйства в Западной Европе" (1899); "Происхождение современной демократии" (тт 1-4, 1895-1899); "Современные социологи" (1905); "От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму" (тт 1-3, 1906); "Социология" (тт 1-2, 1910) и др Взгляды К складывались под воздействием идей Кон-та и Спенсера Определенное влияние на него оказало знакомство с Марксом и его работами: идеи марксизма К пытался проинтерпретировать через методологические установки классического позитивизма Свою теоретическую задачу он видел прежде всего в преодолении односторонности как отдельных теорий и концепций, так и односторонности узкодисциплинарных подходов к изучению общественных явлений, в нахождении их плюралистического синтеза Такой позитивный синтез, считал К, можно осуществить внутри социологического знания, для которого частные дисциплины дают лишь необходимый конкретный материал Предмет социологии - организация (порядок) и эволюция (прогресс) общества Общество не может быть редуцировано к какому-либо конечному основанию (экономическому - у Маркса, мировоззренческому - у Конта и тд), а должно быть рассмотрено сквозь призму "теории факторов" Факторы (как объективные причины происходящего) равноправны, хотя в ходе социальной эволюции отдельные из них могут занимать на какое-то время доминирующее положение Кроме того, главную причину изменений можно установить для каждой сферы общественной жизни В последние годы творчества К пытался объяснять явления через анализ их происхождения (генетический метод) В частности, такой анализ был им проделан для институтов семьи, собственности, государства Основной же метод социологии, по К, - сравнительно-исторический, позволяющий устанавливать для различных народов и государств факт происхождения одинаковых стадий развития (в конечном счете - выявить эволюцию форм общественной жизни всего человечества) Центральная идея социологии К - идея социального прогресса, который понимался им как расширение сфер солидарности ("замирения") в обществе Наиболее универсальный социальный закон, по К, - закон "роста человеческой солидарности" (по мере продвижения конкретного социума по эволюционной лестнице) Особая заслуга принадлежит К в исследовании общины как особой формы социальности и структур и институтов докапиталистических (традиционных) обществ
Поделиться: