Космизм Русский - это...

КОСМИЗМ РУССКИЙ - особый духовно-теоретический феномен, возникший в России в конце 19 - начале 20 вв Будучи целостным социокультурным явлением, К ориентирован на синтетическое видение реальности, восприятие человека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в деле творческого изменения мироздания В русском К традиционно принято выделять несколько направлений: религиозно-философское, методологическо-философское и поэтически-художественное Однако в качестве концептуальной системы К конституируется именно в философской традиции Это предполагает определение двух основных измерений в русском К: религиозно-философского (Федоров, В Соловьев, Бердяев, Булгаков, Флоренский и др) и методологическо-философского (Вернадский, Холодный, Чижевский, НА Умов, Циолковский и др) Если первое видит в человеке замысел Божий, состоящий в необходимости активного участия человечества в божественном творении (обожения природы), то второе рассматривает преобразующую деятельность человечества как космическую (в первую очередь, планетарную) силу, играющую значительную роль в преобразовании мироздания Идеи, качественно характеризующие как религиозно-философскую, так и мето-дологическо-философскую традиции русского К, оказываются во многом схожи, что позволяет выделить семантический инвариант идей, развиваемых в рамках единой философской системы русского К: 1) идея всеединства (наиболее развитая в учении В Соловьева, а также в концепции Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, предусматривающая глобальное единство живого и косного вещества, то есть биотических и абиотических компонентов природы); 2) идея незавершенности развития мира и человека, их негармоническое состояние (что объяснялось как возможность, оставленная природой или Творцом для дальнейшего совершенствования); трактовка человечества как органичной части космоса, идея единства микро- и макрокосма: - признание активности как необходимого атрибута человеческой природы (соответственно, восприятие человека в качестве космо-урга, художника мира, творца, человека творящего, исследующего); идея преображения мира как смысл человеческой жизни (что подразумевало одухотворение природы - В Соловьев; обожение материи - Федоров, Бердяев; очеловечивание посредством человеческой деятельности - Булгаков - то есть восприятие мира не как данности, а как долженствующего быть); - идея достижения духовного самосознания; вечность жизни (существование богочеловества); переосмысление единства очеловеченной природы и ноосферы как Царства Божьего Переосмысление в русском К идеи Апокалипсиса (завершение эволюции природы как достижение последней совершенства, "обожение" ее) ставит перед человеком задачу "очеловечивания, оживления и одухотворения" природы (Бердяев), это предполагает, прежде всего, достижение человеком совершенства своей собственной природы (идеал "богочеловечества" у В Соловьева) Человек в философском К наделяется особым статусом, приобретает особые полномочия, в связи с чем в данной традиции определение человека как homo sapiens уже не является достаточным Умов предлагает термин homo sapiens explorans - человек разумный исследующий, В Муравьев - homo creator человек творящий Вернадский - homo faber - человек умелый В рамках К человек выступает как "устроитель и организатор Вселенной" (В Соловьев), перед ним, по словам Вернадского, ставится "вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого" В ходе реализации этой миссии одной из главных задач человечества в традиции философского К предполагается выработка определенного идеала общественного устройства: общество по типу "психократии" Федоров), "теократии" (Бердяев), "космократии" (Муравьев), формирование пневматосферы (Флоренский), антропосферы (Холодный), ноосферы (Вернадский) Философские построения русского К являют собой попытку формирования идеальной (совершенной) модели мироздания, основанной на идее антропоприродной гармонии; аксиологический экофильный потенциал русского К обретает особую актуальность в контексте идеала глобальной цивилизации как единого социоприродного комплекса (см ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО)


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- особый духовно-теоретическийфеномен, возникший в России в конце 19 - начале 20 вв. Будучи целостным социокультурным явлением, К. ориентирован на синтетическое видение реальности, восприятиечеловека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою...

Поделиться:

Реклама