Космизм Христианский - это...

- его основы заданы апп. Иоанном и Павлом и разработаны в патристике и в русской религиозной философии. В нем достигнуто равновесие между призванием личности и смыслом бытия. Основные идеи: 1) Не через космос спасается человек, а сам космос нуждается в спасении, которое совершено искупительной жертвой Христа и через искупленного человека охватывает весь мир. 2) Эдем - прообраз космоса в замысле Бога, незатемненного, недемонизированного, которым должна была стать вся природа; для осуществления этого был создан человек. Грехопадение - причина отчуждения космоса от Бога и конфликта человека с миром, но Воплощение Христово преодолело пропасть между Богом и миром и "сняло проклятие с земли" (Е. Трубецкой). 3) Нынешнее состояние мира - переходное: жизнь мира - это ее "стенание и мучение", "родовые муки" (Рим.8.22), созревание всего, что войдет в "жизнь будущего века", подготовка победы на земле над всеми силами хаоса, зла и смерти и раскрытия "славы" всего существующего, предзнаменуемой в нынешней красоте мира (см.: Рим. 8.19-21). 4) Христианство своей любовью к твари "открывает ей в человеке и через человека сонаследие вечной жизни" (Е.Трубецкой). Оно собирает всю тварь вокруг Церкви, созидает космический храм Божий - "собор всей твари вокруг матери Божией как любящего сердца Вселенной" (Е.Трубецкой) для грядущего преображения мира. 5) Эсхатологическое преображение означает радикальное обновление мира Духом и Словом Божиим согласно Его замыслу "нового неба и новой земли" (Откр.21.1). 6) Средоточие космоса - небесная литургия, совершаемая над видимым миром и над его временем (Откр.4-5). У св. Василия Великого все сотворенное воздает хвалу и славу Творцу согласно логосам вещей. В наше время это отразилось, напр., у Тейяр де Шардена ("Месса над миром").


Поделиться:

Реклама